Cloaca maxima

Art project libera
TERRA INCOGNITA

Валдай - Осташков (велопоход 06.05 - 08.05.2012)

  До этого мне не приходилось участвовать в велопоходах, если не считать однодневных продолжительных "покатушек". Дневник в походе я не вел, да его было бы и неудобно вести, крутя педали, (хотя при большом желании это тоже возможно), поэтому здесь лишь краткая хроника и впечатления, подкрепленные фотографиями.

  Из Москвы мы ехали двумя группами - я, Антон, Тамара и Таня отправились псковским поездом в 15:35 с Ленинградского вокзала и в пять минут одиннадцатого уже прибыли в Валдай. Наташа и Денис выехали вечером того же числа, но они ехали с пересадкой, через Бологое, и присоединились к нам лишь утром шестого числа.

Валдай, ж/д вокзал
Валдай, ж/д вокзал
(06.05.12. утро)

  После того, как на перроне Валдайского вокзала велосипеды вновь были собраны, мы заехали в продуктовый магазин, где запаслись питьевой водой и покатили к Иверскому монастырю. Сначала выехали на трассу М10, и через километр свернули к озеру. Ещё километр с небольшим, и снова поворот налево, дорога уже пошла по острову Рудневу к Иверскому Святоозерскому Богородицкому монастырю. Конечно, в столь поздний час мы не собирались тревожить сон монахов, и, не доезжая двух километров, остановились на ночлег. По дороге я успел "вылететь из седла", соскочив в темноте с асфальта на обочину. Посадка оказалась мягкой, отделался легким смятением, но далее ехал весьма осторожно.

  Антон не мог чего-нибудь не забыть, такова его натура. В этот раз он "не забыл" дуги от палатки, и нам пришлось пофантазировать, растягивая палатку и тент между деревьев на тесёмке, которую я приплюсовал в свой ремнабор перед отъездом. Наше жилище со стороны, должно быть, выглядело нелепо, но к счастью, дождя и ветра не было. Кстати, Антон говорил, что останавливаться на ночлег здесь запрещено, но мы переночевали спокойно, правда, внимание к себе привлекать мы не старались.

06.05.12

  Шестого утром проснулись в семь, приготовили завтрак - макароны с сыром, к этому времени подъехали Наташа и Денис. После завтрака и сборов все вместе добрались до Иверского монастыря, потратили около часа на знакомство с достопримечательностью, причем велосипеды оставили прямо на лужайке перед воротами в монастырь, даже не пристегивая их замками. Охранники, дежурившие у въезда на площадь перед монастырем, любопытно поглядывали на нашу компанию, но никоим образом нам не препятствовали. Мы прогулялись по монастырскому двору, сфотографировались всей группой на пристани и отправились обратно. Собственно с этого момента поход и начался.

Наша палатка утром 06.05.12 Наша палатка утром 06.05.12 Озеро Валдай Озеро Валдай
Наша палатка утром 06.05.12 Озеро Валдай
Перед входом в монастырь Вид с монастырской пристани на Валдай Иверский монастырь Иверский монастырь
Перед входом в монастырь Вид с монастырской
пристани на Валдай
Иверский монастырь
Иверский монастырь Иверский монастырь Монастырская кошка Иверский монастырь
Иверский монастырь Монастырская кошка Иверский монастырь
Иверский монастырь Групповой снимок на пристани Назад в Осташков!
Иверский монастырь Групповой снимок на
пристани
Назад в Осташков!

  Поворачиваем обратно и возвращаемся на трассу М10, по которой теперь катим в обратную сторону на запад, до поворота на Короцко. Здесь останавливаемся на полчаса. В магазине пополняем запасы питьевой воды, лакомимся мороженным, Антон помогает Наташе отрегулировать переключатель скоростей, заодно консультирует местного жителя - молодого парня, который увидев наш отряд, решил посоветоваться с "опытными туристами", какой велосипед ему лучше купить в недалеком будущем. После того, как все приготовления в дальнейший путь были закончены, отправляемся дальше.

  Дорога пока ещё асфальтирована, но следует быть более внимательным - попадаются выбоины и трещины, хотя это ещё не страшно. Проезжаем мимо развалин церкви или храма, к сожалению, нет времени, чтобы остановиться и разузнать подробности, просто фотографируем и снова жмём на педали.

Развалины храма Развалины храма ... жмём на педали
Развалины храма ... жмём на педали
Привал
Привал

  В 10:20 останавливаемся на двадцатиминутный отдых. Слева и справа леса и болота, но день солнечный, оттого настроение у всех приподнятое. Дорога - по-прежнему асфальт, машины обгоняют и едут на встречу редко, для велосипедистов это настоящий рай.

 В 11:00 мы проезжаем Малое Городно, а за ним и Большое. Если не изменяет память, в одном из этих населённых пунктов запаслись водой из колодца, как оказалось, не зря. Между Ивантеево и Уклейно попадаем на "бетонку", впрочем, этот неприятный участок дороги сравнительно небольшой. В Уклейно останавливаемся возле продуктового магазина, оказалось, что все уже успели проголодаться. Дело близится к обеду, но решено, что обедать будем где-то после Никольского, а это ещё 10 -15 км.

Малое Городно ... и окрестности Большое Городно
Малое Городно ... и окрестности Большое Городно

 Теперь мы едем по грейдеру, но качество дороги вполне приемлемое, каких-либо трудностей не возникает. На обед остановились после деревни Велье-станы. Хотели было расположиться на берегу озера Велье, но берег заболочен, поэтому выбрали в качестве стоянки источник то ли св. Варвары, то ли св. Василисы. Местечко оборудовано для отдыха - беседка, скамейки, стол. Из самого источника воду для питья и готовки еды брать не решились, так как на дне были замечены какие-то слизняки. Вода из колодца нам очень пригодилась. Варили суп, с тушенкой, после пили чай. Проезжавший на жигулях лесник (или егерь), остановился и предупредил, чтобы не оставляли после себя мусора. Успокоили его обещанием так не поступать. Рядом с беседкой есть специальные деревянные ящики для мусора, туда всё и выбросили. В 15:00 поехали дальше.

 Как-то незаметно я вырываюсь вперёд, и, отсчитав очередные 10 км по столбам, останавливаюсь на обочине, чтобы дождаться остальных. В ожидании проходит минут десять, и я уже начинаю волноваться, не укатил ли я в другую сторону? Хотя развилок по пути не встречалось, значит заблудиться, я не мог. К тому моменту, когда меня нагоняют товарищи, начинается дождь, и мы принимаем решение переждать его, чтобы не мокнуть напрасно. Сошли с дороги и растянули тент между ветвями, в ход пошла бутылка "клюковки", запасливо приобретённая в Уклейно. Под тентом мы проводим не менее получаса, к этому времени дождь стихает, можно ехать дальше.

Здравствуй, Селигер!
Здравствуй,
Селигер!

 Добравшись до Истошно, мы вновь встаём на асфальт, причём весьма приличный и по нему катим до села Полново, успев сфотографироваться под чудовищным стендом, информирующим проезжающих, что они приблизились к озеру Селигер. В Полново, мы устраиваем привал и поход в местный супермаркет. Девочкам - мороженное, мальчикам - пиво. Запасаемся питьевой водой и катим дальше, искать место ночевки на берегах Селигера.

 Сходу найти место для лагеря не получается. От Полново асфальт заканчивается, снова начинается грейдер, и местность становиться холмистой, едим с горки на горку. Все порядком устали за день и хочется скорее встать на ночлег. Лишь после того, как миновали Кривую клетку, заметили съезд к озеру. На берегу оказалась турбаза или Дом Отдыха. Сидевшие на лавочке мужики (вероятно охранники или кто-то ещё из персонала), любезно разрешили остановиться за территорией своего хозяйства. Время нас поджимает, скоро стемнеет и мы, побродив по берегу, начинаем разворачивать лагерь, спустившись к озеру.

Остановка в Полново Остановка в Полново
Остановка в Полново

 Смущает присутствие соседей. Трое мужиков, приехавшие на машине, расположились на полянке чуть выше нас. У них костер, громкая музыка (дискотека 80-х) разлетается по окрестности из автомобиля, скучать они явно не намерены. Пока мы готовим ужин, ставим палатки, а установка палатки Антона дело нетривиальное теперь, мужики входят в раж: начинаются танцы на столах, в буквальном смысле слова. Мы предвкушаем, что ещё чуть-чуть, и они придут знакомиться с нами. Такая перспектива совсем не радует. За день мы накрутили примерно на 90 км, особенно тяжело пришлось Наташе и Денису - ребята практически не спали предыдущую ночь. Всем хочется тишины и покоя, а не общения с пьяными отдыхающими. Но события принимают неожиданный оборот. Через некоторое время, наши соседи выключили автомагнитолу, и начали распевать песни под гитару у своего костра (что-то из репертуара "Кино"). К тому времени, когда мы разбрелись после ужина и коньяка по палаткам, они отправились к Дому отдыха, были слышны хлопки петард, а после всё стихло. К нашему удивлению, отчаянные гуляки мирно легли спать. Ночь прошла спокойно.

07.05.12

  Будильник заведён на шесть утра, но мы без зазрения совести проспали до семи. Я с вечера гадал, как сильно будут болеть руки и ноги утром, после такого велокросса? Был приятно разочарован - чувствовал себя вполне нормально.

Разбираем палатку... Сушим тент... Берег Селигера Наташа
Разбираем палатку... Сушим тент... Берег Селигера Наташа
Денис Полевая кухня
Денис Полевая кухня

 После завтрака овсяной кашей, которую очень вкусно приготовила Таня, собираемся и едем дальше. После первых двух километров останавливаемся и фотографируемся, пропустить населённый пункт с таким названием, просто совесть не позволяет!

Красота!
Красота!

  В Высокой горе мы опять останавливаемся, на этот раз причиной была местная автолавка. Несмотря на то, что завтрак был не так давно, не удержались и купили кефира, сладостей, минералки и чего-то ещё по мелочам. Возле автолавок собралась, кажется, вся деревня, в основном стрики и старухи. Мы с интересом наблюдаем, как идёт торговля, местные мало обращают на нас внимания.

 Далее останавливаемся в Соснице, чтобы сделать несколько фотоснимков. Деревянная церковь и золотые купола на лужайке перед ней, впечатляют. Видимо идут реставрационные работы, но самих работников не видно, всё-таки выходной, и спросить некого.

Деревянные церкви Руси... «Подводная лодка в степях Украины»
Деревянные церкви Руси... «Подводная лодка в
степях Украины»

 От Могилево до Заозерья переезд запомнился холмистой местностью. Всё такой же грейдер, по сторонам весенний лес, с ещё не распустившейся листвой. В Заозерье я останавливаюсь на привал и жду остальных. Первым меня нагоняет Антон. После того, как собираются все, отправляемся дальше.

 В деревне Ровень Мосты нас встречает громким лаем огромная овчарка. Хозяин собаки где-то в доме, он не спешит отозвать собаку. Впрочем, собака после громких "приветствий" ведёт себя вполне адекватно, и атаковать не собирается. Тем не менее, я и Таня некоторое расстояние прошли пешком, ведя свои велосипеды за руль, дабы не искушать животное.

 Недалеко от Балашово я чуть было сдуру не заскочил под колёса жигулёнка, на котором ехала молодёжная компания. Нагнали они меня почти бесшумно, точнее ветер и шелест гравия из-под колёс велосипеда не позволили мне расслышать приближающийся автомобиль. А когда я услышал сигнал за спиной, то по привычке стал уходить на правую сторону дороги, хотя сам ехал по левой стороне. Жигулёнок затормозил, меня обматерили и поехали дальше. Что ж, неприятно, но виноват, по большому счёту, сам. Не стоило совершать таких необдуманных маневров на дороге.

 В Балашово мы снова собираемся и решаем, что после Машугиной горы останавливаемся на обед. В результате мы остановились в Залучье и обедали прямо на берегу озера. Залучье показалось более оживленным местом, чем всё, что нам попадалось в этот день по дороге. Нашли колодец, наполнили котелки и бутылки, пока ждали когда сварится суп, в охотку лакомились бородинским хлебом с подсолнечным маслом и солью. Оказалось, что все успели, как следует проголодаться.

 Антон говорил, что после Машугиной горы снова начнётся асфальтированная дорога, на самом деле асфальт начался лишь после Залучья. Неожиданно, вперёд вырывается Денис, который до этого всегда ехал рядом с Наташей и даже полностью разгрузил её, так как Наташа не успела восстановить силы после предыдущего дня. Я стартовал почти последним, но так как уже привык лидировать, то погнался за Денисом. Сумел обойти его лишь перед самым въездом в Свапуще - следующий населённый пункт на нашем пути. Здесь мы с Денисом остановились рядом с магазином у развилки дороги и принялись ждать остальных. Ждать пришлось дольше обычного, оказалось, что в дороге произошла поломка: у Антона сломался багажник. Об этом нам рассказала Таня, когда подъехала к нам. Мы связались по телефону с Тамарой (она ехала вместе с Антоном), и выясняли, что поломка уже устранена, они движутся к нам и предлагают нам ехать дальше, рассчитывая нас догнать по дороге. Посовещавшись, мы решили не торопиться и не разделяться на группы, поэтому дождались Антона и Тамару, как оказалось после, не зря.

Где-то под Свапуще Где-то под Свапуще Дорога вдоль Селигера Дорога вдоль Селигера
Где-то под Свапуще Дорога вдоль Селигера

 Ещё во время обеда, Антон предлагал остановиться на ночлег вблизи ещё одного населённого пункта с необычным названием "Конец". Он стремился как можно ближе подобраться к Осташкову. Из Осташкова в Москву поезда ходят три раза в неделю, и у нас был "хороший стимул" не опаздывать туда, чтобы не усложнять себе путь домой. После Свапуще мы встали на трассу Р89 "Осташков - Волговерховье", т.е. вышли на финишную прямую, но наша команда растянулась по дороге, появились признаки усталости. Стало понятно, что остановиться на ночевку придётся раньше. Вторым ориентировочным пунктом выбрали деревню Заречье, но и туда не доехали.

 Я и Таня ехали впереди, остальные никак не могли подстроиться под наш темп, хотя мы вроде бы и не сильно усердствовали. Рядом с деревней Гуща я вторично упал с велосипеда. Ехали на маленькой скорости, чтобы сократить расстояние с отстающими, я отвлекся, пытаясь прочитать название населённого пункта на табличке у дороги, а когда посмотрел вперёд, то увидел, что практически уперся в заднее колесо Таниного велосипеда. Чтобы не сбить её, резко развернул руль влево и вылетел из седла, при этом чувствительно ударился грудной клеткой о руль и раму. Пока поднимался и отряхивался, поправлял съехавший рюкзак, догнали остальные. Здесь решили, что пора искать место для лагеря, поэтому завернули в деревню, где произошёл забавный случай.

 В Гуще, несмотря на многообещающее название, народу на улице было мало, точнее почти никого. Магазин не работал, клуб - центр вселенной по местным масштабам тоже. Зато мы обнаружили колодец, правда, без ведра. На конце цепи сиротливо болтался карабин. Двое добровольцев отправились на поиски "языка", чтобы выяснить, пригодна ли вода для питья из колодца? Вернулись они с несколько противоречивыми сведениями. Один поведал, что воду берут из родника на окраине посёлка, второй расспросил местных ребятишек и один паренёк рассказал, что "бабушка из этого колодца пила, и до сих пор жива". Кто-то поехал к указанному роднику, но через пять минут вернулся разочарованный, так как ничего не нашёл. Решили набирать воду из колодца, для этого к карабину пристегнули мой трёхлитровый кан, и процесс наполнения пластиковых бутылок начался. Бутылок было более десяти штук, вода имела чуть желтоватый оттенок, но не имела запаха, а за всем происходящем наблюдала из окна домика, стоявшего рядом, старушка. Когда была заполнена последняя бутылка, она вышла из дома и стала нас убеждать вылить эту воду, так как колодец это поставили совсем недавно и вода для употребления в пищу пока не пригодна. Все местные жители воду берут из родника или…, прямо из озера. Родник мы всё же нашли, расспросив дорогу к нему, встретившуюся женщину на дороге, он действительно существует и вода там намного чище, нужно было проехать чуть дальше по сельской улице и свернуть налево (противоположная сторона от озера). Но добрую старушку, которая не решилась почему-то сразу нам сказать, где брать воду, вспоминали потом долго.

 Времени у нас было мало, поэтому немного отъехав от деревни по трассе, мы свернули направо в поле и разбили лагерь там. Позаботились лишь о том, чтобы нас не сильно было заметно с трассы, и расположились за кустарником, который тянулся параллельно дороге. Я и Антон отправились в лес, чтобы срезать прутья, из которых мы собирались соорудить дуги для палатки. Нашли молодые побеги деревьев, так и не выясняли какой породы, и хотя, как нам казалось, прутья должны были быть гибкими, на практике вышло наоборот. Прутья ломались неоднократно, пока мы их выгибали дугой и связывали между собой тесёмкой. Мне пришлось прогуляться к лесу ещё один раз, и срезать ещё пару молодых стволов. Антон начал терять терпение, к тому же он был слегка простужен и чувствовал себя неважно. В конце концов, палатка была поставлена, кривобокая и хлипкая, ценой неимоверных усилий. Велосипеды связали между собой и положили в поле рядом с палатками, поужинали, попили чай и легли спать. Ночью пошёл дождь, пришлось вылезать из палатки, чтобы спрятать рюкзаки под тент, больше событий достойных упоминаний не было.

Бивак в поле Связка велосипедов Многострадальная палатка
Бивак в поле Связка велосипедов Многострадальная палатка

08.05.12

  Потягиваясь спросонья в спальнике, я почувствовал резкую боль в области ребер. Это сказалось вчерашнее падение. Мелькнула мысль: "Не перелом ли?". Но всё-таки я смог подняться самостоятельно и пришёл к выводу, что могу двигаться и шевелить конечностями, вот только резких движений стоит избегать. По большому счёту, едва ли у нас было какое-нибудь эффективное средство, спасающее от сильного ушиба, а до Осташкова ещё оставалось примерно сорок километров. Выбора не оставалось, нужно было ехать наравне со всеми.

 Утро выдалось хмурым, опасаясь, что пойдёт дождь, мы собирались быстро, нам в любом случае необходимо было попасть в Осташков, как можно раньше. Всё-таки выезд задержался, выезжая на дорогу по мере готовности, я Денис и Наташа ждали более десяти минут Антона Таню и Тамару. Причиной задержки, как они нам сказали, была уборка мусора на месте лагеря. Не знаю, где они его там нашли, так как я не заметил перед выездом, чтобы что-то оставалось на поляне.

  Договорились, что по истечении часа, лидер останавливается и дожидается всех остальных, после чего совершаем следующий переезд. Я постепенно обогнал всех и, как условились, остановился в 10:15 где-то между Заборье и Хитино. Через три минуты ко мне присоединился Антон, потом нас догнала Тамара, а за ней Таня. Замыкающими на этот раз были Наташа и Денис. Выяснялось, что мы преодолели половину расстояния отделявшего нас от Осташкова. Отдохнув, поехали дальше.

Торговые ряды в Хитино
Торговые ряды в Хитино

  Возле Хитино мы задержались. Прямо вдоль дороги стояли лавки, где продавали сувениры, напитки, копченую рыбу, и пр. Естественно, мы спешились, чтобы слегка пополнить казну продавцов. После того, как сувениры и несколько копченых рыбин были упакованы в рюкзаки, двинули дальше. Через два километра снова сделали остановку - задерживались Денис с Наташей, решили их дождаться.

  В этом месте установлен мемориал воинам 249 стрелковой дивизии, которые остановили наступление фашистов на Москву в 1941г. Покрытие трассы Р89 оставляет желать лучшего, хотя на всем протяжении встречаются свежие заплатки, всё равно полно трещин, выбоин и участков, где асфальт разрушен полностью. Здесь же она была особенно безобразна, складывалось впечатление, что её так и не ремонтировали больше после кровопролитных боев с фашистами. Движение здесь тоже было оживлённым, хотя не такое как в Подмосковье, но ощущалось приближение к городу.

Мемориал защитникам Родины Трасса Р89 Таня Под Осташковым
Мемориал
защитникам Родины
Трасса Р89 Таня Под Осташковым

  К Осташкову мы подъехали в начале первого. Дождя так и не было, хотя было всё также пасмурно и прохладно. Сфотографировавшись под знаком, сразу же поехали искать вокзал, этот пункт в городе теперь был для нас самым главным.

Осташков - финиш!
Осташков - финиш!

  Когда вокзал был найден, и мы убедились, что поезд на Москву идёт по расписанию, поехали покататься по городу. Посетили Воскресенский собор, очень красивый снаружи и, пожалуй, несколько необычный внутри. Деревянные дощатые полы и обилие икон с ликами святых, поражали воображение. Потом обедали в парке Свободы, устроившись на лавочках, и ещё успели прокатиться на остров Кличен, но время на его осмотр у нас было ограничено. Несмотря на пасмурный день, впечатления от города остались приятными, такой уютный провинциальный городок. Жаль, что не пришлось погостить там подольше.

Воскресенский собор в Осташкове Воскресенский собор в Осташкове Воскресенский собор в Осташкове
Воскресенский собор в Осташкове

  В пять часов мы поворачиваем обратно и едем на вокзал, не забыв тормознуть у супермаркета, чтобы подкупить в дорогу продуктов и коньяка. Погрузка на поезд прошла успешно, вот только обратно Антон взял билеты в купейный вагон, а велосипеды даже в разобранном виде очень плохо помещаются в багажное отделение купе. Благо, что Таня покупала билеты позже и взяла обратный билет тоже плацкарт. Не смотря на протесты проводницы её вагона, мы загрузили на багажную полку два велосипеда, вместо положенного одного.

  Поезд из Осташкова в Москву идёт долго, более одиннадцати часов. До четырёх часов утра в нашем купе травились байки и анекдоты, спать соседям мы, откровенно говоря, мешали, но впереди был ещё один выходной - День Победы. Поход удался!

Приложение

Фото: А. Костецкий, Д. и Н. Константиновы.

Схема похода
Схема похода (файл большой - 4,5 Мб!)

Условные обозначения на схеме маршрута
Места ночёвок
Нитка маршрута от Валдая до Осташкова
Нитки маршрутов в Валдае и Осташкове

Трек формат plt

Макхост - качественный хостинг Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru