Cloaca maxima

Art project libera
TERRA INCOGNITA

Таймази 2013

В прошлом году друзья приглашали меня провести новогодние каникулы на турбазе "Таймази" в Северной Осетии, но по стечению обстоятельств, я был вынужден отказаться от приглашения, однако, желание полазить по сосульке не пропало. В этом году я решил наверстать упущенное. К сожалению, не получилось сагитировать старых друзей повторить свой визит в "Таймази", зато удалось собрать другую команду энтузиастов. Поездка состоялась, и никто не пожалел о содеянном. Здесь я решил опубликовать общие впечатления, некоторые выводы и другую информацию, которая может быть окажется кому-то полезной.

Общие сведения

Директор базы Цымбал Александр Дмитриевич
Директор базы
Цымбал А. Д.

Студенческий Спортивно-Оздоровительный Лагерь "Таймази" - вотчина Таганрогского Государственного Радиотехнического Университета, находится в Ирафском районе Северной Осетии, в долине реки Урух на высоте 2 000 м. Чтобы не копировать информацию, взятую с официального сайта "Таймази", просто даю ссылку: http://taimazi.ru/index.shtml. Там достаточно полезного материала, с которым стоит ознакомиться. Я звонил примерно за месяц Директору базы и попросил его зарезервировать для нас места, так же отправил ему заявку на электронную почту, и получил лаконичный ответ: "Ждем". В принципе, никто всерьёз эти заявки не воспринимает, и слишком заморачиваться с бронированием мест не имеет смысла, приезжайте, и вас обязательно примут.

Директор базы Цымбал Александр Дмитриевич, он же "Митрич" - личность колоритная, очень "трепетно" относится к москвичам, о чём заявляет сразу, как только узнает, что перед ним столичный житель. Впрочем, он, в свойственной ему манере, готов также "приласкать" и всех остальных гостей базы, а заодно и своих соратников. Если не обращать на это внимание, то в остальном Митрич нормальный мужик, с которым можно иметь дело.

Трансферт

Мы ехали из Москвы поездом № 034СА "Москва - Владикавказ". Высадились в Беслане, где нас встретил Руслан Дзодзиев (тел. 8 918 821 36 80 e-mail: ski@tseyski.ru), и за 3 300 руб. доставил до самой базы. Договаривались мы с ним заранее. Перед этим была попытка договориться с Бикоевым Урузмагом, чей контактный телефон есть на сайте, но тот запросил 5 000 руб. в один конец, причем с его слов вроде бы он больше трансфертом не занимается. Естественно, что предложение Руслана нам показалось более выгодным. В прошлом году друзья воспользовались услугами Михаила (контактный телефон также на сайте), который возит от Нальчика, но остались недовольны. Михаил посадил их на "Волгу", но машина не доехала до базы километра четыре, так как дорога была заснежена. В итоге, он просто высадил ребят и уехал восвояси. Так как ехали они туда в первый раз, и при себе не было и карт ни GPS-навигатора, то чувствовали они себя не очень комфортно. Повезло, подвезла попутка. В общем, через сайт машину заказывать не стоит, похоже, что информация явно устарела.

Казанский вокзал Беслан 03.01.13 г Дорога в горы
Казанский вокзал Беслан 03.01.13 г. Дорога в горы

Обратно во Владикавказ нас вёз Влад Галущенко (тел. 8 928 489 27 43 e-mail: valdemar-trial@mail.ru), Руслан не смог приехать по личным обстоятельствам, и попросил Влада нас доставить до Владикавказа. Накануне 7-го января обильно шёл снег, мы опасались, что даже внедорожник не проедет по заваленной снегом дороге. Поэтому пошли навстречу машине вниз по долине Уруха. Протопали примерно 7 км до поселка Стур-Дигора, где и встретились с Владом, который добирался туда на своей "Ниве". На самом деле, он мог бы спокойно доехать до базы "Ростсельмаш", которая находится километрах в трёх от Таймази. Просто мы сами поторопились с выходом, и решили от "Ростсельмаша" идти навстречу машине, чтобы не мерзнуть понапрасну на дороге.

У базы Ростсельмаш Фамильные башни Стур-Дигора

Влад тоже занимается трансфертом по Осетии, и тоже не ломит цену, дорога до вокзала во Владикавказе нам обошлась в 3 200 руб.

Условия быта

Условия там действительно спартанские. Туристов со стажем, это конечно не испугает, тем более что мы изначально были настроены на походный быт, но несколько слов всё же стоит сказать.

Поселили нас в небольшом четырехместном номере, в котором было две кровати - одна простая, а вторая трехспальная. Чтобы не ломать голову, кто, где и как будет спать, мы поступили следующим образом: сдвинули две кровати вместе и получили одну общую. В номере был также шкаф, стол, две тумбочки и пару табуреток. Выдают постельное бельё, номера отапливаются, как было замечено, ночью сильнее, чем днём. Впрочем, мы все спали в спальниках, поэтому никто на холод не жаловался, да и погода стояла комфортная - чуть ниже ноля.

Прибытие на базу Наш домик Наш номер

Стоимость проживания составила 850 руб. в сутки с человека, в эту же стоимость входило трехразовое питание. Примечательно, что когда я справлялся по контактному телефонному номеру в Москве у Кучевасовой Елены (телефон на сайте), то мне назвали другую цифру - 1 200 руб./сут. Кормили в столовой, сначала в две смены, поскольку было много народу, а потом в одну. Готовили вполне прилично, не ресторан, конечно же, но мы съедали всё с удовольствием. За что спасибо поварам и остальным работникам кухни. Меню было достаточно разнообразным, включая сладости к чаю на завтрак. Никаких магазинов на базе нет, поэтому всякие вкусняшки, карманное питание и напитки покрепче нужно брать с собой. Не знаю, возможно летом там несколько другая ситуация и действительно можно заказать осетинские пироги и прочую прелесть через столовую, но зимой никто лишний раз на базу не заезжает. У нас была с собой газовая горелка и баллоны с газом. Вечерами мы в номере заваривали себе дополнительно чай. Свою "кухню" мы не афишировали, и, полагаю не напрасно, едва ли нам разрешили бы официально пользоваться горелкой в номере, но если это делать осторожно, то прокатывает. Так же можно попросить кипятка на кухне и залить его в термос.

Другие обитатели базы Турбаза с другого берега Уруха На турбазе Таймази
Другие обитатели базы Турбаза с другого берега Уруха На турбазе «Таймази»

"Удобства" находятся на улице, три спаренных домика - "туалет типа сортир", всё по классике. Душ там тоже есть, но попасть туда было сложнее. Дело в том, что душ там только один и работал он строго с восьми до десяти вечера. Очередь живая, записи нет. Учитывая, что в момент нашего прибытия на базе была добрая сотня человек, шансы помыться для отдельного обывателя невелики. К счастью, люди приезжают туда не мыться, а отдыхать от благ цивилизации, так что при желании всё-таки можно ополоснуться, отстояв примерно полчаса в очереди. Разумеется, душ так же стоит особнячком от мест проживания туристов, ждать приходится на улице.

Туалет типа сортир Классика жанра Классика жанра Музыкальная шкатулка
Туалет типа сортир Классика жанра Классика жанра «Музыкальная шкатулка»

Ещё есть бар и седьмого вечером мы его посетили. Я не нашёл для себя там чего-либо привлекательного, но это дело вкуса. Бар похож, скорее на столовую, с деревянными скамейками и столами. Есть камин, и садиться лучше ближе к нему, так как в помещении ощутимо прохладно, есть крохотная барная стойка. В ассортименте бальзамы местного разлива, как бы целебные, как бы на все случаи жизни. Я не ценитель бальзамов, поэтому "вино-бальзам", которым мы угостились, мне не понравилось. Отдаленно это напоминало глинтвейн, и больше не по вкусу, а потому, что его также подают горячим, а сам вкус оставлял желать лучшего. Впрочем, наши мнения разделились. На момент нашего посещения в баре было человек пятнадцать. Добрая половина из них резалась в карты, остальные коротали время с сигаретой (курить там можно) и вероятно потягивали эти самые бальзамы. В прошлом году, по рассказам друзей, там было веселее - пели песни Визбора под гитару и косились на тех, кто не подпевал. Ну, в общем, развлечение отдыхающих - дело самих отдыхающих, а на большее, честно говоря, никто и не рассчитывал.

Бар «У погибшего альпиниста» Турбаза вечером 07.01.13

Сосулька

Сосулек там несколько, но мы лазали только по одной - "Домашней", она же "Стенка". Учитывая ничтожно малое время, которое у нас было, и ещё более ничтожный опыт ледолазанья, этого хватило за глаза.

Ещё в день приезда, Митрич потребовал от меня расписку о том, что всю ответственность за ледовые занятия я беру на себя. Сначала я принял это за шутку, но на следующее утро, когда после завтрака мы отправились на лед, Митрич остановил меня вопросом - "А ты расписку мне написал?". Я попробовал отвертеться, ужасно не хотелось терять время, и пообещал написать её после обеда, на что Митрич резонно заметил: "Э, нет, так не пойдет! С кладбища мне ещё никто не писал!". После чего мы с ним зашли на кухню в столовой, где мне был выдан лист бумаги и авторучка. Пришлось писать.

Так же Митрич сразу предупредил, что бы все занятия мы заканчивали к шести вечера и были в это время на базе. В этом есть своя логика, так как в эти часы там уже темнеет, а спасателей на базе нет. Случись чего, придётся рассчитывать на свои силы и, разве что, на помощь добровольцев. Понятно, что ПСРы никак не могут доставлять удовольствие Директору базы, поэтому требования жесткие - после шести вечера с территории базы ни шагу!

Сама сосулька находится в десяти минутах ходьбы от базы. В день прибытия, мы сходили на неё посмотреть, и она произвела на нас должное впечатление. Заходили мы сверху, а потом вернулись, прошли через базу и по мостику перешли на другой берег Уруха. Прошлись вверх по долине и полюбовались сосулькой с другого берега, а так же во время прогулки обнаружили ещё пару ледопадов. К сожалению, снизу по берегу реки к сосульке было невозможно добраться. Морозов не было, река была практически вся свободна ото льда, а протекает она преимущественно в каньонах, вариантов подойти снизу у нас не было. Так что каждое занятие у нас начиналось с организации станции страховки и спуска вниз по веревке. Лёд был мягким, натечным, но нас это не смущало, вот только веревки быстро намокают.

Сосулька «Домашняя» река Урух Спуск вниз

Если идти с базы, то обходя слева здание, в котором находился бар, сразу находишь металлическую лесенку, а поднявшись по ней, попадаешь на тропу, которая ведёт к сосульке. Сначала нужно подняться на небольшой пригорок, откуда начинается спуск к ледопаду. Здесь нужно быть внимательнее - спуск достаточно крутой, и хотя местами между деревьев, растущих на склоне, натянут металлический трос, мы предпочитали одевать кошки и обвязки ещё на пригорке. Над самим ледопадом также натянут трос, но мы им практически не пользовались, предпочитая делать свои станции страховки из петель вокруг стволов деревьев. Без страховки там достаточно стремно, улететь можно на раз, а высота до тридцати метров.

Одеваем снарягу ... а высота до тридцати метров
Одеваем снарягу... ... а высота до тридцати метров.

По сравнению с "Домашней" сосулькой наша до боли родная сосулька в Полушкино, где каждый из нас имел счастье тренироваться, кажется насмешкой. Действительно именно здесь начинаешь понимать, что такое лед. Протяженность крутого склона составляет в среднем метров тридцать, местами попадаются отвесные вертикальные участки в несколько метров, в общем, есть над чем работать, было бы желание. Наверное, желание компенсировало нам отсутствие должного опыта и знаний. Жаль, что в составе нашей команды не было человека с хорошей практикой ледолазанья, присутствие опытного инструктора было бы весьма кстати. Большую часть времени мы тренировались на сосульке одни, лишь дважды на короткий срок мы пересекались с другими ледолазами. В первый день рядом с нами тренировалась пара из Волгодонска, а утром второго дня была команда из Ростова-на-Дону.

Вместе с Ростовчанами Сосед из Волгодонска Дюльфер Жумаринг, как он есть
Вместе с Ростовчанами Сосед из
Волгодонска
Дюльфер Жумаринг,
как он есть

Сами мы успели позаниматься три дня, что непростительно мало. Однако в последний четвертый день пребывания на базе мы сознательно отказались от сосульки в пользу других мероприятий - прогулки на Кубус и посещения бара. К тому же в этот день был снегопад (седьмого января), хотя серьёзно помешать занятиям он бы не смог, просто хотелось увидеть и узнать что-то ещё. Мы с самого начала сделали одну серьёзную ошибку, которую исправили лишь в последний день - нам следовало сразу договориться в столовой, что обедать мы будем позже, и тогда время на занятия у нас было бы больше. Возвращение на базу к обеденному времени, очень сильно сокращает "рабочий день". Всем приходилось по очереди жумарить наверх, подниматься по склону к тропе, потом естественно снимать с себя кошки и страховочные системы и спешить в столовую, а после обеда повторять всё то же самое в обратном порядке. А так мы бы спокойно занимались с десяти утра до четырех часов дня, но сразу не сообразили, к сожалению.

Вперёд и вверх! Кирилл на дюльфере Катя Долгополова Маша Рогова
Cassin - сладкая парочка

Пользовались в основном мы двумя инструментами "Cassin" - X-ALP и X-ICE, и остались ими вполне довольны. Ёще были два инструмента Grivel, названия моделей не узнал, они были старыми, тяжёлыми, и, что самое главное без темляков. Кисти рук быстро уставали, да и сами рукоятки инструментов были не слишком удобные. Вот Cassin зарекомендовали себя отлично - лёгкие и эргономичные, хорошо врубались в лёд, наличие удобных темляков и упоров на конце рукоятки, позволяли без особых усилий проходить трассу. С одним из этих инструментов связано одно происшествие, о котором стоит упомянуть.

На второй день ближе к обеду случилось так, что одно неловкое движение увлекло Cassin X-ALP в воды Уруха. Пикантность ситуации добавлял тот факт, что этот инструмент был взят напрокат. Прямо под сосулькой из-за огромного куска скалы, лежащего в воде, образовалась стремнина, дальше за скалой - отмель. Cassin X-ALP покоился на глубине одного метра, ближе к отмели, и его яркая оранжевая рукоятка проглядывала сквозь стремительный поток воды. Казалось, что достать его будет нетрудно и первый отважный юноша снял штаны и попытался дотянуться до него с камня, что был у самого берега. Успех ему не сопутствовал. Тогда выпала честь дерзнуть второму герою, а первый, не теряя времени зря, принялся выковыривать дубину, что вмерзла между берегом и куском скалы, преграждавшей путь водам Уруха. Дубину он так и не вызволил из ледяных объятий, зато порядком намутил воду, что, безусловно "помогло" второму отважному найти и выудить инструмент из-под воды. Благодарности были высказаны вслух, громко и с выражением…

Попытка №1 Попытка №2 (помощь друга!) Попытка №3

Похоже, что это было единственное экстремальное происшествие с нами на сосульке, синяки на коленках и мелкие царапины не в счёт, и, слава Богу!

Станция на ледобурах

В качестве бонуса

Помимо занятий ледолазаньем, на базе учат кататься на горных лыжах, которые можно взять там же напрокат, всего за 100 руб. К лыжам прилагается инструктор - один на всех катающихся, он "ставит" на лыжи новичков. Мы на горных лыжах не катались, хотя поучаствовали в монтаже подъёмника, натягивали стальной трос. Подъёмник проработал ровно три минуты, после чего стальной трос соскочил с автомобильной покрышки, что венчала вал электродвигателя, и местные мастера стали чесать затылки: "Придётся всё-таки шкив ставить!". Больше нашего участия не требовалось, и мы ушли на сосульку, удивляясь оригинальному конструкторскому решению таймазинских Кулибиных.

Седьмого числа в первой половине дня, мы решили прогуляться на Кубус. До этого три дня погода была замечательной, солнечный свет заливал долину, но на Рождество повалил снег. Полюбоваться с Кубуса горными панорамами нам не удалось, попытки фотографировать снежную пелену тоже нельзя назвать полезным делом, но мы всё равно остались довольны. Получилась просто приятная прогулка по зимнему лесу в полтора часа в один конец, да и какой-то отдых ото льда требовался. В общем, прогулялись и были счастливы.

попытки фотографировать снежную пелену тоже нельзя назвать полезным делом Прогулка на Кубус Рододендроны под снегом На вершине Кубуса
... попытки фотографировать снежную
пелену тоже нельзя назвать
полезным делом
Прогулка на Кубус Рододендроны под снегом На вершине Кубуса

То, что не понравилось

Единственное, что оставило после себя привкус разочарования, так это баня. Баню нам порекомендовали друзья в Москве, а учитывая то факт, что с душем там "напряженка", она приобретала ещё большую цену в наших глазах. Но как всё это происходило, мне совсем не понравилось.

За баню с нас взяли 1 500 руб. Казалось бы, что это не большие деньги, но вот за что, я так и не понял. Мне приходилось париться в бане в Узунколе, в Домбае, и хотя там тоже далеко не "люкс", но правила игры соблюдались. Мы платили, а банщик топил для нас баню, выдавал каждому простыню или банное полотенце. Там был душ, где можно ополоснуться и бассейн с холодной горной водой, понятно, что всякие пива-раки уже за дополнительную плату. Здесь же, местный завхоз, которому на сайте Таймази стихи посвящают, просто выдал нам ключ, показал, где можно взять деревяшки на дрова, где лежит топор и пила, и строго настрого запретил пускать в баню кого-либо ещё. Разумеется, после себя нужно было всё убрать, даже золу из печки вытащить.

Получилось, что мы сами рубили и пилили дрова, сами топили баню, сами натаскали воды из столовой. Кроме нас, в этой авантюре принимал участие некто Сергей из Таганрога, человек, исповедующий вегетарианство и здоровый образ жизни. В бане две небольшие печки-буржуйки, одна в предбаннике, вторая в парилке. При этом сама баня собрана из каких-то щитов, что, безусловно, сказывается на её теплопроводности. Протапливается она чрезвычайно медленно, а остывает в момент. Кроме предбанника и парилки с душевой, есть ещё просторный зал отдыха - настоящая холодильная камера. Душ не работает - замерзли трубы, ни простынь, ни полотенец не выдают. После второго захода температура в парилке стала падать стремительно, никакого кайфа.

Чаепитие в бане После парной Печь в предбаннике

К тому же у меня возникло подозрение, что к нам отнеслись предвзято в отношении оплаты услуг. Дескать, раз вы из Москвы, то должны заплатить больше, чем остальные. Ещё в Москве перед отъездом мне говорили, что баня стоит там 500 рублей, а со слов одного парня из Ростова, ему обошлось это удовольствие в 250 руб. Я согласен был бы отдать в два раза больше, при условии, что баню приготовили бы должным образом. Должен заметить ещё, что кроме нас в тот день претендентов на баню не было.

Выводы и рекомендации

Скорее всего, опытные ледолазы знают ещё места, где можно полазить с удовольствием и может быть, с комфортом, однако, это не значит, что в Таймази плохо. Наоборот хорошо. Для новичков особенно. Туда стоит съездить, и, желательно на более длительный срок - дней 10 - 15, тогда и позаниматься можно будет с толком и получить хороший опыт. Одним словом, езжайте, не пожалеете!

До свидания, Таймази!

P.S. При оформлении использовались фотографии К. Долгополовой и М. Роговой.