Cloaca maxima

TERRA INCOGNITA

1-ая Кавказская
  (продолжение)

(поход Архыз - Красная поляна 2007 г.)

День седьмой. 03.08.07 г.

Дождь шёл всю ночь и утром прекратился только на час, между десятью и одиннадцатью часами, а потом зарядил вновь. Хозяева кордона очень опасались, что мы задержимся у них в гостях, потому как раз в этот промежуток, когда дождь затих, не поленились нас поторопить в дорогу. Впрочем, в наши планы никак не входила лишняя днёвка, потому, позавтракав и собрав ещё сырые вещи, мы отправились дальше вверх по течению Дамхурца, не смотря на непогоду.

Бытовка

Я, признаться, сначала думал, что под дождём идти будет невероятно трудно, меня напугали рассказы Ирины и Андрея, о "трудностях походной жизни", поэтому я морально был готов к самым тяжёлым испытаниям. Но оказалось, что дождь не такая уж и серьёзная помеха, по крайней мере, когда идёшь по дороге, пусть и ухабистой и богатой лужами, которые мы обходили, сворачивая в лес. Конечно, мы постепенно промокали всё больше и больше (дождевиками накрыли рюкзаки, хотя эта мера не обеспечивала стопроцентную защиту от воды), но зато не было жарко и нас оставили в покое комары, мошки и слепни, так назойливо сопровождавшие нас по дороге в Пхию.

Пограничная зона

Шли по дороге приблизительно часа три, пока не упёрлись в переправу, дальше дорога проходила по правому берегу Дамхурца. Андрей разумно отказался от брода в этом месте, река поднялась вследствие ливня, и было примерно два часа дня, так что рисковать не стали, грузовой автомобиль без труда преодолеет такое препятствие, а пешеход вряд ли. Пошли дальше, сначала по едва заметной тропе вдоль высокого берега Дамхурца, после уже безо всякой тропы. По бездорожью идти, разумеется, гораздо тяжелее, темп движения снизился, временами приходилось продираться сквозь заросли кустарника, перелезать через поваленные деревья и каменные завалы. Через полтора часа такого пути Андрей дал команду разбивать лагерь.

Под дождём

Место, выбранное им для стоянки, едва ли можно было назвать поляной, так как небольшая опушка на самом краю леса была вся завалена стволами деревьев, но лучше всё равно ничего небыло. Потом, мы окрестили его "Волчьим логовом". Андрей с Гришей соорудили навес, используя в качестве опор для "крыши" из длинных ветвей и тента палатки обломок скалы и огромный ствол пихты, лежащий почти параллельно скальной стенке. Затем Андрей развёл костёр, а мы с Ириной тем временем перетаскивали вещи под навес, Гриша собирал хворост.

Андрей ушёл на разведку, наказав нам заваривать чай, сушиться по возможности. Я отправился за водой, что оказалось не простым занятием, так как крутой берег Дамхурца был поросшим малиной и крапивой, высотою до полутора метров. Самое плохое, однако, было то, что под этими зарослями находились всякие ветки, сучки, камни и тому подобное добро, так что поломать ноги там было проще некуда. Даже зрелые ягоды малины, которых было не так уж и много, но всё же достаточно что бы полакомится всем нам, не соблазнили меня заняться сбором урожая в этом буреломе.

К возвращению Андрея у нас всё было готово: вода закипала, вещи сушились на натянутой над костром верёвке (дождь к тому времени затих, и ещё некоторое время шла изморось), посуда была перемыта. Андрей рассказал, что через лес придётся идти ещё не больше километра, потом будет переправа на противоположный берег, а там мы снова окажемся на дороге. Но на сегодня он предложил остаться здесь, отдыхать и сушиться дальше. Мы не возражали, так как устали после большого марш-броска совершённого накануне, и успели окончательно промокнуть за полдня проведённых в дороге. К тому же небо оставалось затянутым тучами, и мы опасались, что дождь начнётся снова.

Волчье Логово Волчье Логово
"Волчье Логово"

К нашей радости, ливень больше не возобновился, и мы спокойно приготовили ужин, продолжали сушить свои куртки, футболки и прочие вещи, и до самой ночи наслаждались покоем и отдыхом около костра. К огорчению, выяснилось, что у нас вымокли все спички, свою зажигалку я потерял по дороге в Пхию, осталась запасная зажигалка, в которой почти небыло газа, и ещё огонь можно было добыть с помощью газовой горелки, там была предусмотрена пьезо-зажигалка. Вот о такой ерунде, казалось бы, как упаковать герметично спички, никто не додумался своевременно позаботиться!

День восьмой. 04.08.07 г.

Проснулся в восьмом часу, Андрей встал раньше меня и уже успел разжечь костёр и заварить чай. Из-за того, что мы находились в лесу, а солнце ещё не успело подняться достаточно высоко, было не понятно, какой будет предстоящий день. Однако пока просыпались остальные, пока мы завтракали, допивали простоквашу, в которую превратились остатки молока, купленного на кордоне, солнце поднялось выше и стало ясно, что распогодилось и дождя в первую половину дня не будет. Это было приятной новостью, кое-что из одежды не успело высохнуть за ночь, и теперь была надежда окончательно высушиться на марше.

Свернули лагерь и отправились дальше. Как и говорил Андрей накануне, полчаса мы ещё продирались через заросли, пока не вышли на берег небольшой речки, впадающий в Дамхурц. Нам предстояло перебраться на другой берег, что мы и сделали, перейдя речку по поваленному через неё дереву, как по мосту. Благодаря тому, что это дерево имело несколько стволов, идти по нему было достаточно удобно, можно было придерживаться руками за более тонкий ствол находившийся немного выше.

Через лес... Переправа через приток Дамхурца Переправа через приток Дамхурца
Через лес...Переправа через приток Дамхурца

Оказавшись на другом берегу, мы прошли ещё немного вверх, до места, где Дамхурц делает очередной изгиб и разбивается на рукава, здесь решили его перебродить, чтобы выбраться, наконец, на нормальную тропу. Первым пошёл Андрей. Выбравшись на островок, он оставил там свой рюкзак и вернулся обратно. Потом пошёл я, Андрей шёл рядом, страховал меня. Потом он так же помог пройти Ирине, а после перенёс Гришу на руках, так как Гришу вполне могло сбить сильным течением. Второй рукав перебродили почти что также, разница состояла лишь в том, что я рискнул даже первый ступить в воду, но поскольку я забрался в буруны, мне пришлось выправлять свой курс, а Андрей успел меня обогнать, пока я там топтался. Переходили Дамхурц в ботинках, так как босиком пройти по колено в бурном потоке, да по каменистому дну, было не реально.

Дамхурц Брод через Дамхурц Брод через Дамхурц
ДамхурцБрод через Дамхурц

Выбрались на дорогу, Ирина и Андрей переобулись, я же вылил из ботинок воду, и как смог отжал их, потом снова одел, рассчитывая, что на ногах они высохнуть быстрее. Более двух часов шли по дороге, с небольшими перекурами, пока не пришли к пограничному пункту. Очередная проверка документов, после чего нас отпустили с миром, предупредив, что мы уже находимся на территории Кавказского биосферного заповедника, а потому стоянки разрешены здесь только в определённых местах.

Долина реки Дамхурц Пограничный пост Пограничный пост
Долина реки ДамхурцПограничный пост

Время уже было далеко за полдень, и нам не мешало подкрепиться и отдохнуть. Не уверен, что мы выбрали "правильное" место для стоянки, пройдя ещё минут сорок по дороге идущей дальше вдоль Дамхурца, но ещё один наряд пограничников, который шёл нам на встречу от перевала, никаких замечаний по этому поводу не сделал. Отдохнув полтора часа и пообедав картофельным пюре, с грибами, которые собрали по дороге, мы пошли дальше.

Привал

Вскоре мы свернули с дороги на тропу, ведущую к мосту через Дамхурц. Мост представлял собой огромное бревно с набитыми поперёк досками, ширина моста не более полуметра, достаточно, чтобы пройти. Снова перейдя Дамхурц, мы стали подниматься выше к перевалу Квата, вверх по течению реки Большая Аджара. Тропа шла сначала через сосновый лес, потом пересекала небольшие луга, сменявшиеся криволесьем. На протяжении всей дороги попадалась дикая черемша, что нас весьма порадовало, срывали стебли и молодые листочки и жевали их прямо на ходу.

Реки и мосты Реки и мосты Реки и мосты
Реки и мосты

Последние два километра я плёлся сзади, догоняя группу. Хорошо, что нам приходилось несколько раз переходить притоки Большой Аджары, на переправах обычно Ирина и Гриша замедляли свой ход, и я успевал их нагнать, чтобы потом они снова могли оторваться от меня до следующей переправы. Впрочем, время близилось к девяти часам, темнело, и мы, перебравшись по бревну через Большую Аджару, остановились на ночлег.

Леса... Луга... Горы...
Леса...Луга...Горы...

Место здесь было специально отведено под стоянку, об этом свидетельствовали и кострище, и даже приготовленный ворох хвороста, кем-то заботливо оставленный. Быстро поставили палатки, Андрей развёл костёр, приготовили ужин, и, поев уже в темноте, разошлись спать. Я как всегда задержался у костра, сначала хотел сделать кое-какие записи в дневник, но потом почувствовал, что глаза слипаются, и спать хочется больше, чем что-либо ещё. Мучить себя не стал и отправился в палатку.

Тропа в лесу

День девятый. 05.08.07 г.

Проснулся около семи утра, остальные крепко спали. Вылез из палатки, начал разводить костёр, что у меня долго не получалось. Хворост был сыроват, ощущались последствия дождя. Остановились мы на левом берегу Большой Аджары, поросшем смешанным лесом, так что недостатка в дровах мы не испытывали, но пока я не нашёл высохшую сосновую лапу, у меня ничего не получалось. Сухая хвоя, занялась, потрескивая, просушила остальной хворост и костёр ожил.

Лагерь у Большой Аджары

Вскипятил чай, пока пил его, проснулся Гриша. Потом за Гришей проснулся Андрей (это был единственный случай, когда Андрей встал так поздно), и за Андреем Ирина. Завтрак и сборы в дорогу. Пока собирались, мимо нас прошли пограничники с собакой, которых мы вчера встречали недалеко от заставы на дневном привале. Они по тропе патрулировали территорию до перевала Квата, куда, собственно говоря, мы и направлялись. После того, как мы свернули лагерь, и Гриша восстановил запас дров около потушенного костра, мы пошли следом за пограничниками.

К перевалу Квата К перевалу Квата
К перевалу Квата

До самого перевала каких-либо интересных происшествий небыло. Тропа набитая, даже когда вышли из зоны леса и продолжили путь по лугам, заросшим травой по колено, всё равно угадывали направление, а после снова находили тропу. Опять повстречались с пограничниками, которые уже шли нам на встречу. Солнце поднималось всё выше и становилось всё жарче. Пожалуй, я впервые тогда почувствовал, что начал уставать от похода. Так, не спеша, мы часам к трём поднялись на перевал Квата Южный

На самом перевале произошёл забавный случай, точнее самый весёлый обед за весь поход. Андрей, взявшись приготовить суп из пакетиков, что называется "на скорую руку", сыпанул в котелок пакетик зажарки "Maggie". Суп получился незабываемым, в смысле солёным, как морская вода. Это обстоятельство немного расстроило нашего повара, который сам так и не смог съесть приготовленное блюдо, зато повеселило Ирину и меня, мы с ней таки съели по миске этого экзотического блюда (мне лично очень есть хотелось!). Попили чай, по настоянию Гриши и начали спуск.

Перевал Квата Перевал Квата
Перевал Квата
(с востока)
(с запада)

Спуск с перевала Квата очень лёгкий. Тропинка серпантином к истокам реки Цхаовы, которые сразу же перешли вброд, сняв ботинки. Дальше по хорошей тропе, по течению реки шли к озеру Дамхорс. Я отстал от остальных, так как всё больше мучился болью в ногах, она стали опухать, потому последние дни в горах я плёлся в конце.

Тропа вскоре завела меня в криволесье, где я неожиданно встретил шедших на встречу двух туристов - парня с девушкой, которых сначала принял за местных, так как они были налегке. Как выяснилось чуть позже, когда я вышел на берег озера и увидел их остальных спутников, эти двое искали сотовый телефон, потерянный по дороге. Группа у них была довольно большая, человек одиннадцать, они заняли достаточно удобную поляну на берегу озера, Ирину и Гришу я заметил чуть поодаль.

Когда я подошёл к ним, то Ирина мне сказала, что Андрей пошёл дальше вдоль берега посмотреть, нет ли ещё какого-нибудь удобного места для ночлега, так здесь было полно мошкары, да и соседи поначалу вселяли в нас тревогу. Они довольно шумно обустраивали свой лагерь, и у нас возникли подозрения, что не успокояться они ещё долго.

В долине реки Цахвоа В долине реки Цахвоа Озеро Дамхорс
В долине реки ЦахвоаОзеро Дамхорс

Оказалось, что рядом находиться ещё одна застава пограничников, и к нам подошёл прапорщик и попросил показать документы. Ирины в тот момент рядом не было, она с Андреем сделала ещё одну безуспешную попытку найти место получше для ночлега, и я, разговаривая с прапорщиком, ввёл его в заблуждение относительно время действия наших пропусков. Потом, правда, разобрались, когда вернулись Андрей с Ириной, но мы чуть не переругались между собой, из-за этой моей глупости.

В несколько подавленном настроении мы быстро поужинали и легли спать. Готовили на горелке, поскольку уже успело стемнеть, и искать дрова в темноте было не просто. Как выяснилось утром с дровами там вообще не густо, все туристы останавливаются в этом месте, и, разумеется, всё сжигают. Вообще, нам эта стоянка не понравилась. Мошкары полно, вода в Дамхорсе была подозрительно мутная, сырую мы её пить так и не решились, и полянка где мы остановились, на первый взгляд казавшаяся такой удобной и мягкой, оказалась вся в кочках. Даже высокая трава не смягчала эти бугры, спать было очень неудобно.

День десятый. 06.08.07 г.

Проснулся немного позже Андрея. Он уже развёл маленький костерок, из-за недостатка нормального сухого валежника, огонь горел слабо, пламя то и дело гасло на тонких, ещё не высохших до конца веточках. Я присоединился к Андрею, принёс немного хвороста, который сумел найти, потом мы с ним поменялись местами. Я остался у костра и раздувал огонь, не давая ему погаснуть, Андрей разыскивал дрова. В результате, наши старания были вознаграждены, небольшой, но вполне "жизнеспособный" костёр развести, к пробуждению Ирины и Гриши, у нас получилось.

Вышли мы по обыкновению поздно. Соседняя группа уже ушла, а мы решили ещё немного отдохнуть, компенсировать отсутствие вечернего отдыха у костра. У нас кончился чай, после завтрака мы заварили и выпили остатки зелёного чая, который я захватил из дома и он не входил в "основную" раскладку. Перед выходом в путь, приготовили какао на сухом молоке. Выпив по паре кружек, тоже отправились на перевал.

Завтрак на берегу Дамхорса Завтрак на берегу Дамхорса Застава на Дамхорсе
Завтрак на берегу ДамхорсаЗастава на Дамхорсе

До перевала Цындышхо всего-то около двух километров, но шли мы примерно шесть часов. Сказывалась накопившаяся усталость за весь поход, у меня опухли и болели ступни, один Андрей не чувствовал усталости и мог конечно подняться на перевал гораздо быстрее. Так, по крупной каменной осыпи мы поднимались на последний перевал в этом походе. По пути встретили паренька, который умудрился отстать от своей группы, но он так шустро побежал догонять своих, что нам оставалось только завидовать такой скорости.

Подъём на перевал Цындышхо Подъём на перевал Цындышхо Подъём на перевал Цындышхо
Подъём на перевал Цындышхо

На перевале, когда мы все туда поднялись часам к шести вечера, мы пробыли недолго, минут пятнадцать. Сделали групповой снимок на память, установив фотоаппарат на камень, в режиме автоматической съёмки. Потом поспешили в низ. Ещё рассчитывали успеть выйти к озеру Кардывач на ночёвку. По дороге выяснилось, что не успеем. Я, измученный болью в ногах, сразу поплёлся в хвосте, да так, что скоро уже потерял своих спутников из виду, а Ира с Гришей тоже были на пределе своих возможностей. Западный склон перевала, по которому мы спускались, был даже местами покруче, чем восточный.

Перевал Цындышхо Перевал Цындышхо Перевал Цындышхо
Перевал Цындышхо

Андрей принял решение ставить лагерь в любом подходящем месте. Вскоре, они вышли на небольшую террасу, примерно посередине склона, и там остановились. Пока Ирина и Гриша ставили палатку, Андрей вышел навстречу мне, так как я отстал метров на триста. Я как раз присел на камень перекурить, когда увидел Андрея, поднимающегося наверх. Из-за больших камней, за которыми я пристроился, он меня не заметил, и мне пришлось его окликнуть. Андрей предложил мне помочь донести до лагеря рюкзак, и я не отказался от помощи, к концу дня ноги болели сильно, а сил уже небыло. Андрей взял рюкзак и пошёл вперёд, я поплёлся за ним.

озеро Кардывач на закате Спуск с перевала Цындышхо
озеро Кардывач на закатеСпуск с перевала Цындышхо

Когда мы пришли на полянку, Ира с Гришей уже расставили палатку, и Андрей сразу занялся приготовлением ужина. Я, с трудом передвигая ноги, принялся устанавливать свою палатку. На ужин была манная каша, как и в предыдущий раз, продукты уже подходили к концу. Вместо чая пили разведённое сухое молоко, уже в темноте. Перед тем, как уснуть, я сделал йодовую сетку на ногах и надел шерстяные носки, в надежде, что эти меры немного подлечат меня к утру, хотя, конечно же, нужен был полноценный отдых. Кстати, как и на берегу озера Дамхорс, здесь тоже были мелкие мошки, которые всё время норовили сесть на лицо, шею, руки, но спалось в эту ночь лучше, чем у Дамхорса.

День одиннадцатый. 07.08.07 г.

Проснулись почти одновременно с Андреем в половину седьмого. Было прохладно, светало, солнце ещё было скрыто от нас хребтом, который мы перевалили накануне. Наша стоянка находилась почти-что напротив горы Лаюб, вершина которой уже освещалась утренним солнцем, отчего зрелище было потрясающее. До подъёма Ирины и Гриши, мы с Андреем любовались рассветом в горах.

верховья Мзымты верховья Мзымты Лаюб
Верховья МзымтыЛаюб

После завтрака, состоявшего из манной каши с какао, стали собираться в дорогу. Андрей уложил все оставшиеся продукты питания в свой рюкзак, облегчив мой, таким образом, килограмма на 3-4. Я пытался было сопротивляться, но бесполезно, впрочем, в этой ситуации я действительно нуждался в помощи. Собравшись, мы продолжили спуск. Я вышел из лагеря последним, чтобы не путаться под ногами у остальных.

По осыпному кулуару, под углом 35 градусов, мы спускались ещё часа полтора, пока не вышли к снежнику, который преодолели верхом на рюкзаках до лавинного выноса, по совету Андрея. Немного отдохнув, продолжили спуск уже по более пологому склону, пока не вышли в долину верхней Мзымты, поросшую высокой и густой травой. До озера Кардывач оставался километр.

Спуск по снежнику Спуск по снежнику
Спуск по снежнику

Этот километр я прошёл на грани отчаяния - тропка там еле читается, постоянно теряясь в густой траве. Несколько раз оступался и падал, попадая в высохшее русло ручья. Всё, о чём я мечтал тогда, это чтобы сбылось предсказание Андрея о том, что от Кардывача пойдёт очень хорошая тропа. Пока мы пробирались к Кардывачу, нас остановил наряд пограничников, патрулирующий местность, проверили документы. Потом ребята снова ушли вперёд, а я плёлся сзади, предварительно договорившись, что на берегу озера меня будут ждать.

Путь к озеру Кардывач Путь к озеру Кардывач Озеро Кардывач
Путь к озеру Кардывач Озеро Кардывач

На берегу Кардывача мы сделали небольшой привал и все искупались, что было очень кстати! Обедать мы не стали, решив пройти как можно больше расстояния до вечера, так как теперь у нас было единственное препятствие - километры. Перейдя вброд Мзымту, в месте, где она широким потоком вытекает из озера, мы действительно вышли на очень широкую и удобную тропу. Меня это очень обрадовало и вдохновило, теперь я мог держать такой же темп, как и вся остальная группа и больше не отставать.

Купание в озере Кардывач Брод через Мзымту
Купание в озереКардывачБрод через Мзымту

По тропе мы шли два с половиной часа, в бодром темпе, через каждые полчаса, делая десятиминутный привальчик. Тропа проходила вдоль течения Мзымты, но её всё равно не было видно, из-за зарослей лопухов, зонтиков, кустарника. Так мы добрались до пограничной заставы, приблизительно к пяти часам вечера. На заставе проверка документов, занявшая полчаса. Получили комплимент от пограничников (видимо нас оценивали те из них, которые встретились нам ещё перед Кардывачом, пока мы купались, они успели вернуться на заставу), нам сказали, что мы очень быстро ходим. Ещё от пограничников мы узнали, что примерно через четыре часа дойдём до лесничества, где возможно нам помогут с ночлегом, правда, за дополнительную плату. Я подумал, что неплохо будет спать ночью в каком-нибудь домике на кровати или лежанке, а если повезёт, то чайком разживёмся! Распрощавшись с пограничниками, тронулись дальше.

Долина Мзымты

Тропа пошла лесом, оставаясь такой же широкой и удобной. За весь наш переход происшествий небыло, если не считать, что Андрей начал отставать немного. Он нагрузил на себя ещё и Гришин рюкзак, так как Гриша жаловался на плохое самочувствие. На моё предложение "поделиться" килограммами, Андрей ответил категорическим отказом, зная его характер, я не стал спорить. К лесничеству мы пришли затемно, в полдесятого вечера.

Переправа В лесу Сочинского заповедника В лесу Сочинского заповедника
ПереправаВ лесу Сочинского заповедника

Оставив нас под соснами на обочине грунтовой дороги, в которую переросла тропа, незадолго до лесничества, Андрей пошёл к леснику, выяснить, на что могут здесь рассчитывать гости. Оказалось, тёплый приём нам никто оказывать не собирался. Вдобавок, с нас лесник содрал две тысячи рублей, за то, что у нас небыло пропуска в Сочинский заказник. Сказав, что за эти деньги он подскажет, как нам пройти территорию заказника, минуя егерские посты, он посоветовал нам запастись водой в речке, которая протекала рядышком, и пройти ещё вперёд метров триста по дороге, до места, где разрешено ставить палатки.

Взяв один фонарь, пластиковые бутылки и котелки, я с Гришей пошёл обратно по дороге к реке, которую мы перешли недавно по громадному бревну. Наполнив ёмкости водой, вернулись назад, откуда уже все вместе пошли дальше, освещая дорогу двумя фонарями. Не уверен, что мы в результате остановились именно на той поляне, на которой нам рекомендовал остановиться лесник, но в темноте да ещё после изнурительного марш-броска, сил выяснять эти детали уже не было.

Установили палатки при свете фонаря, на ощупь. Скомканный ужин - манная каша, сваренная на газовой горелке, разжигать костёр было бы безумием, и спать. По пройденному километражу этот день был рекордным. Засыпая, я слышал, что к палаткам подходила свинья (мы проходили в темноте мимо каких-то хозяйственных построек и слышали, как там хрюкали свиньи), но вылезать и прогонять её, мне уже совсем не хотелось.

День двенадцатый (последний). 08.08.07 г.

Проснулись около семи утра. Андрей встал раньше и уже варил на газе гречневую кашу. Он торопился скорее покинуть "гостеприимное" лесничество, как выяснилось чуть позже, этого же хотел от нас и лесник, который заглянул к нам на минутку. Увидев, что мы уже собираемся, он быстро попрощался с нами и поспешил уйти, я даже разглядеть его толком не успел, так как он наполовину был скрыт кустами.

Позавтракав, мы быстро свернули лагерь и были готовы идти дальше. Если честно, то я чувствовал себя несколько разбитым, после вчерашнего дня. Наверное, никто толком отдохнуть не успел, но все понимали, что последний отрезок пути нужно пройти максимально быстро, иначе мы "платили" за свою медлительность количеством дней отдыха на море. Буквально перед выходом я спросил: "Ну что, дойдём сегодня до моря?" - однозначного ответа не последовало. Все так, или иначе рассчитывали, что это последний день в пути, но наверняка знать никто не мог.

Последний лагерь

Тропа через лес, мало чего интересного. Самое интересное, что всё чаще и чаще встречаются подъёмы, как буд-то мы собираемся перевалить хребет. Ещё интересно, что только сейчас я заметил подорожник, до этого в горах привычного с детства растение на глаза мне ни разу не попадалось. Идём тяжело, медленно, прислушиваясь, так как Лесник объяснял Андрею, что нужно сразу сойти с дороги и затаиться, если услышим звук мотора приближающейся машины. Так нам предстояло пройти около десяти километров, потом со слов того же Лесника, нам должна была встретиться развилка, после чего нам следовало продолжить путь по нижней дороге, так как по ней никогда не ездят егеря, и таким образом мы могли пройти территорию Сочинского заказника без пропусков.

Ещё переправа... Дорога в лесу
Ещё переправа...Дорога в лесу

Судя по часам, мы давно преодолели десять километров и даже больше, но развилкой и не пахло. Два раза мы сворачивали с дороги, но оба раза ответвления были ложными - первый раз просто объезд какой-то, а второй раз съезд к поляне в лесу, видимо, место для отдыха, да и то которое используется не часто. Прошагали мы уже пять часов, потому было решено встать на привал, пообедать, отдохнуть, искали теперь только удобное место рядом с ручьём. Как назло, ручьи по дороге больше не попадались (не то, что было в начале дня - через каждые полкилометра!), зато вскоре мы подошли к развилке.

Желание отдыхать пропало, так как по рассказам того же Лесника нам теперь оставалось не более пяти километров пути. Все собрались и зашагали быстрее по нижней, как нас учили, дороге. Прошагав примерно полчаса присели отдохнуть на обочине. Во время этого непродолжительного отдыха мы заметили человека, который явно не желал нам показываться на глаза. Он был метрах в пятидесяти от нас впереди, тоже на обочине дороги и осторожно выглядывал из-за кустов.

Мы поняли, что он тоже не стремится встречаться с представителями лесничества. Андрей с Гришей оставили рюкзаки на обочине и направились к незнакомцу, я и Ирина остались около рюкзаков. Первый назад вернулся Гриша, который успел сообщить нам вполголоса о том, что со слов незнакомца идти нам ещё очень долго. Потом к нам подошли Андрей, и собственно говоря, сам неизвестный путешественник, он показался мне немного странным и вот почему.

Во-первых один, что конечно возможно (есть любители ходить "соло"), но всё-таки уже необычно. Во-вторых, из одежды на нём были только бриджи и очки, на остриженной под машинку голове. На ногах были резиновые галоши (как потом мне пояснил Андрей, такую обувь использовали ещё в прошлом веке, когда с хорошей спортивной обувью была серьёзная напряжёнка). Рюкзачок у него был тоже не слишком большой, литров на 80-90, хотя парень сам посебе был достаточно крепкий и высокий. Создавалось впечатление, что в его рюкзаке нет ни палатки, ни коврика, ни какого-либо снаряжения. Беседовал он по большей части с Андреем, несколько раз он просил смотреть карту, видимо старался лучше запомнить местность. С его слов, а он всё охотнее и охотнее говорил, мы поняли, что пропусков у него никаких нет, и он собирается путешествовать в приграничной зоне "дикарём", рассказывал, что в прошлом году убегал от пограничников буквально под пулями. Всё это было чересчур экстримально.

Наш незнакомец (мы так, кстати, и не узнали его имени) начинал нас тяготить. Ирине и мне было неудобно расспрашивать Андрея в его присутствии, а узнать не терпелось, сколько же нам ещё до финиша. Между тем, этот странный парень, кажется, даже обрадовался нашей встречи, и расставаться с нами не торопился. Не знаю, сколько времени мы бы провели в его обществе, но внезапно послышался звук мотора, приближающего автомобиля, и едва он показался из-за поворота, как мы все дружно бросились с дороги, и скатились на несколько метров по склону. Незнакомец побежал дальше в заросли кустарника, а мы остались лежать, вжавшись в склон, уповая на то, что нас не заметили.

Надеждам было не суждено сбыться, машина остановилась, проехав чуть вперёд, и через несколько секунд, с дороги нам предложили выйти и больше не прятаться. Признаюсь, что было немного стыдно, попались мы как нашкодившие школьники, однако другого выхода не было. По большому счёту, ничего страшного не произошло. В результате лесники составили на нас протоколы, попросили написать объяснительную, а когда в ходе устного разбирательства они выяснили, что вечером с нас взял деньги за проход по территории заказника их коллега, то заставили нас ещё написать заявление. Не вдаваясь в подробности, коих я знаю не много, скажу, что у них там какие-то свои "разборки" и этого своего товарища они не слишком жаловали. Потом нас отпустили с миром, сказав, что идти нам ещё пару километров, после чего мы выйдем к нарзанному источнику, там же будет и КПП. Посоветовали больше не прятаться и не бояться, так как всё самое страшное для нас уже закончилось. Чтобы закончить этот эпизод, добавлю, что в середине сентября мне пришло заказное письмо от заместителя начальника Россельхознадзора города Сочи, Вахтурова Игоря Евгеньевича, с извещением, что дело об административном правонарушении передано в суд. До сих пор квитанции об уплате штрафа ни мне, ни моим друзьям не приходило. Может с учётом всех обстоятельств нас простили? Незнакомца мы не стали выдавать, и когда лесники уехали, он показался из зарослей. Мы замахали ему с дороги руками, дескать, можешь выходить, но дожидаться его не стали, пошли дальше.

Через полчаса мы действительно пришли на кордон находящийся на реке Пслух, и на этом можно считать наше путешествие законченным. Кордон находиться рядом с минеральным источником, место обустроено, есть большие беседки, столы и лавки. Постоянно приезжают люди, наполняют емкости водой, просто отдыхают, жарят шашлыки. Там мы переоделись в чистую одежду, я умудрился даже искупаться в реке, так как моя футболка была насквозь мокрая от пота. После мы договорились с двумя парнями, приехавшими на "Волге", чтобы они нас подбросили до Красной Поляны. Несмотря на то, что всех вместе нас получилось шесть человек, да и багажник не закрывался из-за наших рюкзаков, этих ребят такие обстоятельства совсем не смутили, и очень скоро мы были на автобусной остановки в Красной Поляне. Там мы опять сели в такси до Адлера, потом снова поменяли машину и доехали до пограничного пункта на Псоу, а оттуда в Сухум - где провели почти неделю. Но это уже не относится к горному походу первой категории сложности.