Cloaca maxima

TERRA INCOGNITA

Путешествие к Долгому озеру
(ПВД Серпухов - Ступино)

Идея "пробежаться" от Серпухова до Каширы появилась почти, что год назад и предложил её Пашка Мулюкин. Привлекала она меня тем, что, во-первых, было просто интересно дойти пешком от одной железной дороги до другой, а во-вторых, мне хотелось проверить себя на прочность - по силам ли будет пройти за два дня путь примерно в 60 км? Но была и ещё одна причина, которая побуждала меня принять участие в таком путешествии. Примерно на полпути между начальным и конечным пунктами находилось Долгое озеро, о котором я так много был "наслышан" от Ивана Смирнова.
 Тем, кто знаком с творчеством это музыканта, не нужно рассказывать о красивейшей одноимённой композиции, которая как раз и посвящена этому самому озеру, а тем, кто не знаком с музыкой Ивана Смирнова и его квартета, остаётся сочувствовать и рекомендовать, сделать это как можно быстрее (ссылка на сайт музыканта - http://www.ivansmirnov.com). Вот, что написано о Долгом озере, в буклете, вложенном в двойной концертный альбом "Страна, где ночует солнце" - "Будучи ещё совсем детьми, мы проводили лето в живописнейшем месте на берегу Оки, между Серпуховом и Каширой. Одним из самых незабываемых наших развлечений были немногочисленные походы к Долгому озеру. Для нас семилетних мальчишек, пять километров пути казались тогда "хождением за три моря". Походы эти были сопряжены с рыбалкой, костром, печёной картошкой. Дорога проходила через сказочный, вековой лес, заливные луга с дивными запахами тысяч трав, которые, уже, будучи сорванными, благоухали потом у нас в московской квартире круглый год. Продравшись сквозь заросли ежевики, мы останавливались, и нашему взору, наконец, открывалось чудесное озеро невыразимой чистоты и глубины". И. Смирнов.

Не помню сейчас, по каким именно причинам мы так и не смогли осуществить задуманное в прошлом году, и реализация этого похода так и осталась "висеть в воздухе" до лучших времён. А в этом году вернувшись из Джунгарии, я неделю спустя, встретился с Антоном Костецким, и, делясь с ним впечатлениями о прошедшем походе, я высказался и о том, что было бы здорово не ждать официальных тренировок, и прочих мероприятий в клубе, а ходить в ПВД-шки, например. Антон поддержал эту идею, и мы сразу же с ним наметили следующие выходные для будущего похода. Правда, я попросил его самостоятельно выбрать маршрут, поскольку знал, что у меня неделя будет загружена работой и прочими делами, а значит, что я не смог бы предложить что-то дельное и собрать какую-либо информацию о маршруте. Антон не отказался, и первоначально предложил прогуляться от Можайска к Волоколамску, например, через Рузское водохранилище. Я не возражал (мне действительно было всё равно, лишь бы дома не сидеть!), но это был только предварительный план. В четверг Антон сообщил мне, что остановился на варианте "Серпухов - Кашира", и это сразу реанимировало мою давнюю мечту - пройти этот маршрут и побывать на берегах Долгого озера. Одним словом, это был просто подарок, и грех было отказываться от такого предложения.

Собирались идти вчетвером, но одна из предпологамых участниц нашего похода отказалась, таким образом, отправились мы втроём - Антон Костецкий, Ира Лаврова и я. Зная, что путь предстоит неблизкий, решили выехать в пятницу вечером, чтобы в субботу сразу же выйти на маршрут, а не тратить время на поездку в электричке. Отправились с платформы "Москворечье" электропоездом, следовавшим до Тулы в 20:56 и в 22:13 высадились на платформе "Авангард", не доезжая одну остановку до Серпухова. В самом Серпухове нам было неудобно высаживаться - пришлось бы, потом долго выбираться из города и его окрестностей, чтобы установить палатку для ночлега. А так, мы протопали примерно 6 км, миновав сам посёлок "Авангард" деревни Нефедово и Бутурлино, пересекли автодорожный перекрёсток, и, свернув к лесу, через небольшое поле, остановились на ночлег. Почти всю дорогу я рассказывал Ирине о походе по Джунгарии, Антон уже был наслышан о нашей "двойке" под руководством М. Рогова. Несмотря на то, что был уже первый час ночи, решили поужинать, тем более с собой была начатая бутылка прасковейского коньяка, и нам хотелось отметить встречу и начало похода. Впрочем, коньяк мы только пригубили, пока разводили костёр и готовили макароны, ставили палатку и укладывали в неё коврики и спальники, пока ужинали, время приблизилось к трём часам ночи. Подъём назначили на девять утра, и планировали выйти примерно в десять.

Место первой ночевки

Проснулись по будильнику, но разведение костра, приготовление завтрака, сам завтрак и сборы, заняли вдвое больше времени и мы стартовали без пяти одиннадцать. Как только мы вышли, сразу же начался дождь, который шёл потом до самого вечера, то, ослабевая, то, усиливаясь вновь. Мы вышли к развилке Симферопольского шоссе, идя параллельно просеке в лесу. Сама просека была сильно заросшей, и продираться через кусты было непросто. После развилки мы снова свернули в лес и намеревались выйти к линии электропередач, которая, судя по карте, выходила прямо на берег Оки, забирая на восток. Тропы в лесу как таковой не было, зато мы сразу заметили, идущею по границе леса перекопанную полосу земли. Шли по ней, пытаясь понять, кто и зачем здесь копал. Полоса уходила всё глубже в лес, в одном месте мы натолкнулись на яму, и это было ответом на наш вопрос - здесь недавно прокладывали кабель, именно по нему мы и шли. Вскоре вышли на просеку, по которой проходила ЛЭП. Просека показалась сперва вполне проходимой, мы продолжили свой путь по ней. До этого в лесу дождь был не так ощутим, всё-таки нас защищали ветви деревьев, а здесь на открытой местности мы стали быстро промокать, дождевики и куртки не слишком нас выручали.

Вскоре выяснилось, что мы перепутали две линии электропередач и уходим на восток, вместо того, чтобы приближаться к Оке. Сориентировавшись по GPS-навигатору, мы вышли к деревне Карпова поляна. Обошли её и снова вышли на просеку, по которой проходила нужная нам ЛЭП. Просека оказалась с сюрпризами - периодически она становилась непроходимой, заросшей кустарниками. Приходилось сворачивать в лес и идти вдоль просеки, потом снова сворачивать на неё, как только предоставлялась такая возможность. Из-за сильного дождя мы практически не останавливались на отдых и не фотографировали. Ирина некоторое время пыталась снимать на видеокамеру что-то по ходу движения, но дело кончилось тем, что камеру залило водой и съёмку пришлось прекратить, впрочем, это случилось чуть позже. Так продираясь под проливным дождём через эти заросли, мы перебродили реку Сушку, которую по правде было сложно назвать рекой. Сушка оказалась мелким ручьём, пробиравшимся сквозь густые заросли кустарника по дну неглубокого оврага. Меньше чем через километр после брода, мы вышли на пересечение тропы с просекой, и свернули на тропу, ведущую в посёлок Лужки.

Добрались до Лужков, где как раз и перестала работать видеокамера, а ещё на тропинках и дорожках мы видели много крупных улиток, которые ползли куда-то под дождём. Поблуждав немного по деревне, так и не увидев ни одного человека, мы вышли к дороге, было решено сделать привал и перекусить. Устроились на крыльце какой-то "сторожки", как мы её окрестили. Узнать точнее, для чего служил этот домик, сделанный под сруб, не представилось возможным. Но можно точно сказать, что крыльцо хоть и было симпатичным внешне, совсем плохо защищало от дождя - ветер сносил капли и весь пол крыльца был мокрым, равно как и небольшой столик, на котором мы разложили свои продукты. Как раз к этому случаю пригодился коньяк, так и не выпитый вечером. Все дружно решили, что "согреться" самое время, и не стали откладывать это дело в долгий ящик. Пока на горелке кипятились остатки воды в канне, был провозглашён первый тост - "За окончание засухи!", и мы с удовольствием опорожнили свои кружки.

Перекусив бутербродами с колбасой и сыром, выпив по кружке горячего кофе, отправились дальше. Теперь мы шли по дороге, скорость нашего передвижения прибавилась, но дождь пока не утихал, и это было единственным обстоятельством, мешающим наслаждаться прогулкой. Проходя по посёлку, недалеко от дороги увидели бытовку, вывеска на которой гласила: "Шаурма. Куры-Гриль", при этом бытовка была заколочена наглухо, да и вид у неё был такой, словно стояла она здесь ещё с позапрошлого века. Интересно, действительно ли когда-то она функционировала согласно своей рекламе?

Нам нужно было найти магазин, прежде всего затем, чтобы купить питьевой воды, или же найти колодец с питьевой водой. Продуктовый магазин мы вскоре обнаружили и сразу же направились туда. Однако вода там была только в бутылках по 1,5 л, а такая тара была для нас неудобной, нужна была канистра на пять литров. Без воды мы всё же не остались, продавщица любезно подсказала нам, что напротив магазина есть колонка, а если она не работает, то чуть дальше колодец. В магазине мы всё же пополнили запасы хлеба и коньяка, сочтя последний продукт просто необходимым для вечернего привала и ужина. Потом набрали воду в два термоса и пятилитровую канистру, которую предусмотрительно не стали выкидывать после обеда и отправились дальше.

От Лужков нам предстояло пройти чуть больше пяти километров к населённому пункту со странным названием Республика. Шли по асфальтированной дороге, сначала вдоль берега Оки, после дорога немного отдалялась от реки. Дождь всё так же поливал нас, а мы неспешно беседовали. Теперь основной рассказчицей была Ира. Она вспоминала, как ходила прошлой осенью в пеший поход с бауманцами, как у них проходил кросс-поход, а потом лыжный поход. Я в основном слушал, а иногда тоже вспоминал какие-то эпизоды из своего похода по Джунгарскому Алатау. Антон больше задавал Ире наводящие вопросы, так как он был хорошо осведомлён о её походах, и таким образом, помогал ей рассказывать, лучше раскрывать тему. Так в шестом часу вечера мы вошли в Республику. То ли из-за дождя, то ли потому, что там вообще места малолюдные, но и в этом населённом пункте жизнь, казалось, замерла. Разве только в самом начале посёлка строился дом, и мы видели рабочих, которые возились с кровлей. Они не обратили на нас никакого внимания. Посёлок этот крошечный, буквально несколько домов, и мы, выйдя из него, остановились отдохнуть на краю соснового бора. Отдыхали минут десять, прикидывали, успеем ли дойти до Долгого озера сегодня или нет. Мне хотелось бы встать ночёвкой на его берегах, но видно было, что сегодня мы уже не успеем. По прямой до него было около тринадцати километров, а мы вышли уже на грунтовую дорогу, и что нас ожидало впереди, было неизвестно.

Мы проходили вдоль границы Приокско-Террасного заповедника, видели ограждение и таблички, предупреждающие, что вход запрещён. Честно говоря, было бы интересно его посетить, но мы отказались от этого сознательно. Ещё когда мы шли к Лужкам, Антон говорил нам, что экскурсию туда надо заказывать, а если мы и войдём туда самовольно, то немного чего увидим - зубры в загонах, и к тому же встреча с егерями не сулит ничего хорошего. Я сказал на это, что самое неприятное, что они могут нам сделать, так это составить акт о задержании и выпроводить нас обратно, вспомнив, как подобное происшествие случилось с нами в Сочинском заказнике, но всё-таки не стал настаивать на вторжении в заповедник. Дождливая погода не располагала к авантюрам.

Грунтовая дорога сначала вела через луг, и меньше чем через километр нам нужно было перебродить речку Тоденка. На карте была отмечена тропа, ведущая в заповедник к лесничеству, около лесничества был мост. Нам же нельзя было пересекать границы заповедника, потому пришлось искать брод. Самой реки и видно не было в заросшем кустами и деревьями овраге. Сначала шли вдоль него к Оке, так как на земле были заметны следы от автомобиля, рассчитывали, что там, где машины переезжают речку, сможем и мы пройти. Но вскоре следы оборвались, мы забрались в какие-то заросли и повернули обратно. Немного не доходя до дороги, по которой мы сюда пришли, заметили тропку, ведущую в овраг. Антон первым спустился вниз и пробираясь сквозь кусты нашёл проход на другой берег.

Вышли из оврага, и снова перед нами был луг. Слева виднелись постройки, это было лесничество. Из одного домика вышел человек и стал внимательно наблюдать за нами. Мы не стали задерживаться и продолжили свой путь прямо через луг, и вскоре снова вышли на грунтовую дорогу. Лесник не пытался нас остановить, наверное, ему было достаточно увидеть то, что мы не пытаемся свернуть в заповедник, не нарушаем его границы. Так мы прошли по берегу Оки километра полтора или два, пока не наткнулись на шлагбаум, навстречу нам шла легковая машина, один из пассажиров которой как раз и поднимал шлагбаум, чтобы машина проехала. Из машины на нас смотрели с любопытством, как и тот мужчина, что поднимал шлагбаум, однако, вопросов никто нам не задавал, несмотря на то, что мы поздоровались с ними. Интересно было и то, что, поднырнув за шлагбаум, мы увидели на нём табличку, гласящую, что проезд запрещён, и что это охраняемая территория. Мы так и не поняли, побывали ли мы в заповеднике, сами того не зная, или это была частная территория.

После десятиминутного отдыха пошли дальше. Вскоре мы оказались в деревне Зиброво. Дорога снова стала асфальтированной, дождь потихоньку затих. Идти стало немного легче. В Зиброво увидели одну любопытную вещь. Один из домов, практически на окраине посёлка был окружён забором, выложенным из камня, и со стороны дороги в этот забор были наполовину замурованы мотоциклы, примерно посередине этого забора. Кому пришла в голову такая оригинальная идея? Кто был владельцем этого дома с таким эксклюзивным забором? Антон сфотографировал этот забор, мы пошли дальше.

Забор из Мотоциклов Забор из Мотоциклов
"Забор" из Мотоциклов

Дорога от Зиброво вела в село Никифорово. Пока шли туда, видели ещё пару забавных вещей. На столбе у края дороги были прибиты таблички с объявлениями. Верхняя гласила: "Элитные участки", примерно на метр ниже висела следующая - "Срубы", а ещё метром ниже расположились "Дрова". Ещё видели знак "Пешеходный переход". Знак, как знак, стоит себе у обочины, как и полагается, только с одной стороны дороги глухой лес, а с другой - чисто поле кругом. Ни одной тропинки, ни одной дорожки, ни с той, ни с другой стороны. Какие пешеходы переходят в этом месте дорогу, и как часто, оставалось только гадать. Мы решили, что места тут явно немноголюдные, но у тех немногих жителей, что здесь обитают, с чувством юмора всё в порядке.

Пешеходный переход

В село Никифорово нам заходить, нужды не было. Оно было в стороне от намеченного маршрута, поэтому, подойдя к окраине села, мы свернули на грунтовую дорогу, проходящую через луг, к Оке. Решили дойти до леса, и ночевать там. До Долгого озера оставалось немного, GPS показывал не более четырёх километров по прямой, но был уже девятый час вечера. Мы все были промокшими и уставшими. На карте не было обозначено дороги к озеру, и хотя мы пока шли по накатанному автомобилями пути, это не гарантировало нам того, что так и будет продолжаться дальше. Ко всему прочему, мы знали, что завтра предстоит преодолеть немалое расстояние до финиша, и желательно сегодня раньше разбить лагерь и лечь спать, чтобы завтра встать так же пораньше и продолжить путешествие. Так что смысла идти обязательно до самого озера не было. Не скрою, это немного огорчало меня, но приходилось выбирать более разумный вариант, а не геройствовать.

Добрели до развилки грунтовых дорог, одна продолжала спускаться к Оке, а вторая шла параллельно, прямо к лесу, что нам и было нужно. До цели оставалось около километра. В лугах, около реки охотились. Мы слышали звуки манка и иногда выстрелы. Впереди перед самым лесом расстилалась полоса тумана. Из-за этого отдельно стоящие кусты и деревья на лугу, приобретали расплывчатые очертания. Издалека я и Антон приняли их сначала за коттеджи. Опасались, что здесь что-то вроде элитного посёлка, и придётся тогда искать место для ночлега дальше. Одна Ирина оказалась дальнозоркой, и сразу определила "загадочные строения", как разросшиеся кустарники и деревья.

Без четверти девять мы вошли в лес и стали искать место для стоянки. Сначала хотели уйти поглубже, чтобы не стоять на самом краю и не привлекать к себе лишнего внимания, всё-таки мы находились недалеко от населённого пункта. Но, потратив пятнадцать минут на поиски, решили отказаться от этой затеи и пренебречь маскировкой. Всё-таки людей тут было явно немного, а лес дальше становился только гуще, и удобных полянок мы не нашли. Дождя уже не было около трёх часов, но в лесу до сих пор капало с ветвей деревьев, отчего казалось, что дождь, пусть и не сильный, но всё же продолжается. Я и Антон занялись костром, а Ира ставила палатку. Лес был преимущественно сосновый, правда попадались и берёзы, и осины, и заросли орешника. Кругом было полно валежника, а, учитывая, каким было уходящее лето, то, даже не смотря на ливень, что был практически весь этот день, хворост и ветви сосны, которые мы насобирали для костра, не успели отсыреть окончательно. Мне ещё посчастливилось найти сушину - небольшую сосенку, которую я спилил цепной пилой и подтащил по частям к лагерю.

Дровами мы запаслись, развели костёр, поставили палатку. Поставили вариться гречку, а сами поспешили по возможности переодеться, и стали сушить у огня обувь и мокрые вещи. Не забыли и про коньяк, и с удовольствием выпили по сто грамм, пока варилась каша и грелась тушёнка. Наконец ужин был готов, и мы наелись до отвала, так как продуктов брали на четверых и к тому же не экономили. Потом заварили чай, пили его у костра, совсем уже разомлевшие. Пора было ложиться спать, но у огня было так тепло и уютно, что никто не торопился уходить в палатку. Не знаю, сколько бы мы ещё провели так времени, но внезапно хлынул ливень. Пришлось срочно заносить вещи и продукты под тент палатки и самим прятаться вовнутрь, чтобы снова не промокнуть насквозь. Будильник завели на полвосьмого, рассчитывая в девять утра уже покинуть место лагеря. Ночью я просыпался один раз, разбудили стучащие капли дождя, но вскоре снова уснул, так как за день порядком устал.

Проснулся по будильнику и разбудил остальных, но вставать очень не хотелось. В спальнике было тепло, уютно и надевать полусырые брюки, мокрую обувь совсем не хотелось. К тому же ещё не выспались и не отдохнули, как следует, после вчерашнего дня. Поэтому минут двадцать я ещё провёл в палатке, прежде чем заставил себя одеться и выйти наружу. Было ветрено, ещё лёжа в палатке, хорошо слышали, как ветер треплет тент палатки, шелестит листвой на деревьях и колышет ветви. Но самое главное, что не было дождя и это обстоятельство заставляло торопиться - разводить костёр, готовить завтрак и собираться. Очень не хотелось всё это делать под дождём.

Место второго лагеря

Как ни странно, но когда я занялся костром, то заметил, что ночной ливень не затушил полностью наше костровище. Даже тлеющие угольки обнаружились. Тем не менее, пришлось немного повозиться, хворост не хотел заниматься сразу. Пришлось отыскать берёзу и срезать немного бересты со ствола. Только после этого удалось разжечь огонь. На завтрак планировалась манная каша, но мы решили, что будем завтракать рыбным супом. Суп должен был быть на обед вчерашнего дня, однако, из-за погоды его варить не стали, и на ужин не захотели его готовить.

Вышли около десяти утра, опять на час позже, чем планировали. К счастью дождя не было, хотя ветер постоянно гнал облака по небу. Я решил идти дальше в ботинках, мокрые кроссовки убрал в рюкзак. Вышли из леса и продолжили свой путь, идя по лугу вдоль его границы. Места были достаточно красивые. Сосновый лес стоял на пригорке, возвышаясь над заливными лугами. Жаль, что солнце почти не проглядывало из-за облаков, должно быть в солнечных лучах пейзаж смотрелся бы ещё более живописно. На карте не было указано тропы или дороги к Долгому озеру, но на самом деле, через луг всё также вела накатанная колея, и мы предположили, что она доведёт нас до озера. Так и получилось. Мы и часа не успели пройти, как я заметил слева от себя ответвление от дороги к водоёму. Я шёл немного впереди остальных, поэтому свернул к нему, чтобы посмотреть поближе, что это за водоём и соорентироваться по карте. Через пару минут подошли Антон с Ирой.

Через луга к Долгому Через луга к Долгому Через луга к Долгому
Через луга к Долгому озеру

Антон, глядя на монитор GPS-навигатора, стал утверждать, что это как раз и есть Долгое озеро, но он ошибался. Вернее на карте, которую он залил в прибор, Долгое озеро было объединено с несколькими маленькими озёрами, что находились на пути к нему. Я подошёл близко к воде, и видел, что этот водоём маленький, он никак не мог быть "Долгим" озером, да и на карте оно было длиной более километра. Антон стоял чуть поодаль, и ему мешал холмик, который скрывал от него противоположный берег этого озерца. Сверили атлас с GPS-навигатором, решили, что не дошли совсем немного и отправились дальше.

Берега Долгого озера поросли камышом, оттого с дороги его не было видно. Само озеро узкое, но длинное, а южный берег порос лесом, поэтому озеро просто невозможно заметить, пока не подойдёшь вплотную, если приближаться к нему с запада. Я было уже сам начал сомневаться в карте и GPS-навигаторе, мы должны были, как минимум видеть озеро, но впереди виднелся только заросший луг. Только поднявшись по склону слева от дороги, я заметил, что за зарослями кустов и камышей проглядывает зеркало воды. Через несколько минут мы уже были на озере. Видимо, с тех пор, каким его запомнил и описал Иван Смирнов, многое изменилось. Зарослей ежевики мы не увидели, и вообще, это место посещают, судя по всему часто, о чём свидетельствовали следы от костров на берегу, местами скошенные камыши у воды. Должно быть, озеро популярно у рыбаков и охотников. Мы, правда, не видели ни одного человека, пока находились там, но зато обнаружили недалеко от воды, ещё дымящиеся костровище, скорее всего, здесь кто-то ночевал. Антон сделал несколько снимков, но фотографировать с этого берега было неудобно, обзор скрывали камыши. Если бы в запасе было больше времени, то можно было бы обойти Долгое озеро, и попробовать снять его с противоположного берега, там камышей не было. Однако мы торопились, путь ещё предстоял неблизкий, и никто не давал гарантии, что снова не пойдёт дождь. Мы пошли дальше северным берегом озера, не торопясь, иногда делая небольшие остановки, Антон ещё фотографировал. Я пару раз подходил к воде, пытаясь оглядеть всё озеро, но по-прежнему безуспешно, низкий берег не позволял окинуть взглядом всю гладь озера, которое продолжало тянуться на восток, параллельно Оке. Антон выдвинул предположение, что когда-то здесь проходило русло реки, и Долгое озеро, это то, что от него осталось теперь. Что же, он может быть и прав, реки меняют русла, правда на равнинах это происходит не так часто. Вода, между прочим, в озере чистая, насколько, вообще может быть чистой вода в Подмосковье. Чего нельзя сказать о берегах. Как ни печально, но на берегу то здесь, то там попадается мусор - бутылки, пакеты, обрывки бумаги и тому подобное. Самое обидное то, что оставляют этот мусор те, кто приезжает сюда на машинах. Неужели так трудно убрать за собой, сложить всё в пакет и вывезти его в багажнике до ближайшей свалки или помойки?

На берегах Долгого озера На берегах Долгого озера На берегах Долгого озера
На берегах Долгого озера

Дорога вскоре ушла от берега Долгого озера выше. Мы прошли метров триста по ней, и, наверное, продолжили бы свой путь и дальше, но мне захотелось ещё раз посмотреть на Долгое озеро, прежде чем распрощаться с ним. Я свернул с дороги снова к озеру, и увидел, наконец, то, чего так хотел. Теперь, с высокого берега озеро можно было разглядеть во всей его красе. От края до края всё равно не было видно, так как мешали деревья и кустарники, но достаточно большую часть наблюдать было возможно. Если не знать, то можно подумать, что это не озеро, а река. Я позвал Антона и Иру. Антон сделал несколько снимков озера, а после сделал групповую фотографию, установив фотоаппарат на рюкзаки. После этого, мы отправились дальше, хотя я втайне сожалел, что мы не можем пробыть там ещё немного.

Долгое озеро Долгое озеро
Долгое озеро
На берегу Долгого озера На берегу Долгого озера
На берегу Долгого озера

Впереди была река Лопасня, и нам нужно было перебраться через неё, при этом мы не знали ещё, как мы это сделаем. На карте была указана тропа, идущая вдоль реки к её излучине, а дальше эта тропа продолжалась уже на другом берегу, причём там она даже разветвлялась. Но, самое интересное, на карте не было обозначено ни моста через Лопасню, ни брода. Это обстоятельство нас и настораживало.

Всё оказалось проще. Вместо тропы мы обнаружили "бетонку", она-то и вывела нас к Лопасне, а через Лопасню из этих же бетонных плит был построен мост, который был вполне пригоден для проезда автотранспорта. Нам не пришлось бродить Лопасню или наматывать километры в поисках другого места переправы на тот берег. Сама Лопасня нам понравилась, и, переходя мост, было сделано несколько фотоснимков реки.

Мост через Лопасню Мост через Лопасню
Мост через Лопасню
Река Лопасня Река Лопасня
Река Лопасня

На другом берегу сразу начинались поля. Когда мы вышли к ним по бетонке, там работали люди. Вот тут-то Атлас Московской области и преподнёс нам сюрприз, которого мы не ожидали. На карте была отмечена тропа, ведущая прямо в Прилуки, посёлок, через который мы намеривались пройти дальше. Тропа разветвлялась, если следовать прямо, то она приводила в село Турово, а если взять вправо, то она как раз должна была вывести в Прилуки. Мы повернули вправо, на восток, но вскоре тропа поменяла направление и пошла вдоль берега Лопасни, огибая поле. Мы решили продолжить путь по ней, так как не хотели идти по полю. Таким образом, мы заложили приличный крюк, но мало того, нам пришлось переправляться через заросший оросительный канал. Уже выйдя на прямую к посёлку, мы упёрлись в эту канаву и были вынуждены искать способ через неё переправиться.

Бетонка Поле
БетонкаПоле

Шли вдоль неё, замечая, что по кругу начинаем приближаться к исходной точке - мосту через Лопасню. Как назло, берега этого "арыка" были крутыми и основательно заросшими крапивой, кустами, сорняками по пояс. В одном месте заметили поваленный ствол дерева через канаву, но он был тонким, без ветвей и пройти по нему без страховки всё равно бы не получилось. Наконец заметили место, более пологое и заваленное ветвями. Решили попробовать пробраться через этот "мост", тем более что здесь канава видимо была мелкой, о чём свидетельствовал островок ила почти посередине русла. Я скинул рюкзак и аккуратно спустился к воде. Из-за высокой травы было не видно, куда ступаешь, поэтому действовал очень осторожно, боялся, что берег может закончиться обрывом, хоть и не большим, но падать в грязь всё-таки не хотелось. К воде удалось спуститься без проблем. Там я попросил Антона передать мне мой рюкзак, после чего, накинув его на плечи, по толстой ветке перешагнул на островок, а с него уже не составило труда выбраться на другой берег, цепляясь за ветви кустарника. Оставив там рюкзак, снова спустился к воде. Антон в это время перебрался на островок и начал передавать мне рюкзаки, сначала свой, потом Ирин, а после помог переправиться Ирине.

Переправа Переправа
Переправа

Через поле мы напрямую вышли в Прилуки. Это был достаточно большой посёлок, и очевидно, он продолжает расстраиваться дальше. Мы вышли на хорошую асфальтированную дорогу, проходили хорошо отстроенные коттеджи, обнесённые глухими заборами. Уже на окраине поселка, когда мы проходили мимо последнего коттеджа, из ворот вышел охранник и наблюдал за нами всё время, пока мы отдыхали у обочины - был очередной десятиминутный "перекур".

Удивило, что сразу же, как закончился посёлок, дорога была перекрыта для автотранспорта. Поперёк дороге стояли ограждения, на которых красовался "кирпич". Однако если верить карте, то дальше продолжалась такая же асфальтированная дорога, которая должна была привести в следующий населённый пункт - Малюшина дача. Мы пошли по дороге дальше, рассчитывая, что пешеходам можно будет пройти. Миновали вертолётную площадку слева по ходу движения. Её заметил Антон, я всё всматривался вперёд, пытаясь разгадать загадку, почему же дорога была перекрыта на выезде из посёлка? Вскоре стало ясно, почему. Показалась строительная бытовка, а за ней опять ограждения, и уже сразу за ними асфальт заканчивался. Дальше дороги не было, а были кучи песка, раскопанная траншея, шириной на всю дорогу, гравий, что-то ещё… В общем, здесь, очевидно, проводились ремонтные работы. Разумеется, никого не было, так как дело происходило в воскресение. Пришлось искать обход.

От бытовки вправо уходила грунтовая дорога, по ней мы снова спустились к Оке. Впрочем, жалеть мы об этом не стали, так как места там были красивые. Мы огибали сосновый бор, стоящий на песчаных холмах, а по левую руку текла Ока. Тишина и чистый воздух, у подножья высоких сосен россыпью лежат шишки. Снова фотографировали, единственное что огорчало, так это дефицит времени - нужно было идти дальше, до Ступино, где заканчивался наш маршрут, оставалось ещё примерно четырнадцать километров.

Сосновый бор на берегу Оки Сосновый бор на берегу Оки Сосновый бор на берегу Оки
Сосновый бор на берегу Оки
Река Ока Шишкин лес Идём дальше...
Река Ока"Шишкин лес"Идём дальше...

Вскоре мы вышли к Малюшиной даче, небольшому посёлку, где так же было тихо и безлюдно, только когда проходили мимо опустевшего пионерлагеря, на нас отчаянно тявкала маленькая собачонка, непонятно было, откуда она там взялась. Дальше по дороге мы вышли в Кошелёвку. Этот посёлок оказался значительно больше, чем его обозначили на карте. Видно было, что совсем недавно, здесь отстроили новый коттеджный посёлок. На окраине Кошелёвки мы остановились и пообедали - чай из термосов, колбаса, сыр и хлеб, и ещё сладости.

Дальше наш путь проходил через Головлино, а через него, по грунтовой дороге мы пришли в Тутыхино, последний населённый пункт перед Ступино. Перед посёлком остановились и обсудили, как пойдём дальше. Можно было продолжить идти по грунтовой дороге и в результате выйти в Сайгатово, откуда выбраться на Каширское шоссе, чтобы по нему выходить на Ступино. Мы выбрали другой, более короткий путь. Решено было пройти примерно километр на север по лесу, чтобы выйти на шоссе, которое пересекало Каширку и вело прямо в Ступино, так получалось быстрее. На карте была обозначена тропа от Тутыхино к этому шоссе, но в действительности, мы вышли через посёлок в лес, и дальше шли по просеке. Когда вышли на дорогу и уже направились по ней к Ступино, то проходили автобусную остановку и бетонную дорогу рядом с ней, как раз ведущую к Тутыхино.

Отсюда по прямой нам оставалось примерно семь километров до вокзала в Ступино. Мы прошли это расстояние менее чем за два часа. От места пересечения Каширского шоссе с нашей дорогой, уже хорошо видны окраины города - новые многоэтажные дома. Уже в самом Ступино пару раз начинался мелкий дождик, но нам повезло, мокнуть больше не пришлось, дождь заканчивался, не успев "войти во вкус", не то, что накануне. Электричкой из Ожерелья в 18:23 мы уехали в Москву. По дороге допивали коньяк, обсуждали прошедший поход и строили планы на будущее.

В городе Ступино В городе Ступино
В городе Ступино

Всё это происходило с 27 по 29 августа 2010 года...

no comments...

Бонус трек

Для тех, кто дочитал сей "опус" до конца...