Cloaca maxima

Art project libera
ARCHIVUM

Бабаевский интеллект в шоколаде
(продолжение)

07/11/08 г.

  Оливер Стоун не последний режиссёр в Америке. Я видел его фильмы "Взвод", "Дорз", "Прирождённые убийцы", смотрел "Полуночный экспресс", для которого Стоун писал сценарий, и этот фильм меня потряс. Вот на "Александре" я оказался случайно, подруга затащила в кино, так что я даже не предполагал, что мне предложено, будет смотреть в тот вечер. Когда узнал, что за фильм и кто автор, то был заинтригован, рассчитывая увидеть интересную работу маститого режиссёра и хорошую игру актёров. Вышел после просмотра совершенно разочарованный. "А мне фильм понравился!" - заявила моя спутница, чтобы хоть как-то себя реабилитировать, так как инициатором похода в кино была именно она. Даже сейчас, не сомневаюсь, что ей тоже фильм не понравился, но ещё больше ей не нравилось выглядеть в проигрышном положении и признавать свои ошибки.

 Да, после просмотра "Александра", осталось ощущение, что многоуважаемый Оливер Стоун просто поводил зрителей "за нос", три часа рассказывая и показывая, как западная цивилизация несёт свои блага, народам востока, забывая задаться вопросом: "А кому это всё было нужно, - нам или им?". На фоне войны в Афганистане и в Ираке, это всё воспринимается, как попытка прокомпостировать мозги всему миру, и такое служение Стоуна администрации Белого дома вызывает, разве что, недоумение. Кажется, раньше он снимал то, что сам считал нужным, не смотря на то, понравится ли его фильм руководству страны или нет. То есть, посмотревший этот фильм, должен для себя уяснить - Александр Македонский покорял страну за страной лишь для того, чтобы привнести туда эллинскую культуру и демократию, и, разумеется, избавить бедные, порабощенные народы от всевозможных тиранов-правителей. В качестве пикантного соуса в картину добавлены гомосексуальные мотивы - нежные отношения Александра с любимейшем другом Гефестионом, что возможно и является историческим фактом, но как раз такие факты можно игнорировать. К слову сказать, мне понравилось, как Оливер Стоун снял батальные сцены. На широком экране это смотрится впечатляюще. Нет привычного моря "кетчупа" и "кишок наружу", но есть масштабные панорамы поля битвы с высоты птичьего полёта, есть занавес из пыли, поднимаемый тысячами воинами и животными. Это, как мне показалось, ближе к реальности, нежели отчаянные трюки каскадёров. Вполне возможно, что, оказавшись в гуще столь грандиозного действа (грандиозность подчёркивается "видом сверху"), участник и был бы способен разглядеть сквозь эту пелену только какие-то фрагменты, а не видеть всё, как на ладони.

 Историки сходятся во мнении, что походы Александра Великого способствовали распространению греческой культуры на Востоке, но, правда, не настолько, чтобы этот самый Восток изменился. Правда и то, что Александр Македонский не был чрезмерно жесток и кровожаден, он не вырезал население городов и поселений, и не ровнял с землёй захваченные города, и всё-таки главным стимулом его завоеваний была жажда мирового господства и великое тщеславие. Оливер Стоун это обстоятельство как мог "загримировал", поставив во главе экспорт демократических ценностей.

 Когда смотрел "Александр. Невская битва", то обратил внимание на такой же "политический" подтекст. Угроза с Запада - раз, возможная перспектива союза с Востоком - два, укрепление вертикали власти за счёт бескомпромиссной борьбы с сепаратистскими проявлениями. Ну, и конечно, контрразведка у Александра Ярославовича работает, так как надо! Борьбу с коррупцией не успели затронуть потому, что формат фильма не позволил, или, скорее всего бюджет. Вот такой "исторический детектив" получился, или "патриотический", кому как больше нравится.

 После "Александра", началась американская "Троя". Этот фильм уже тоже не новость, но очень хороший пример, как свободно трактуется исторический материал современными деятелями искусств. Американцы задают тон в этом направлении, и, кажется, что они сами себя искренне считают властителями дум и душ везде и всюду, если безо всяких оговорок преподносят нам свои версии всемирной истории. Помните, фильм "Гладиатор"? Если император Коммод иногда принимал участие в гладиаторских боях, то почему бы ему и не погибнуть на арене, от руки некого генерала Максимуса, а восхищённому Риму не поаплодировать последнему? С "Троей" такая же беда.

  "Илиада" и "Одиссея" Гомера, равно как легенды и мифы Древней Греции не являются, строго говоря, исторической хроникой, можно и поэкспериментировать. Однако не плохо было бы и меру знать. Так перевернуть всё с ног на голову, нужно ещё постараться! Агамемнон и Менелай - злобные варвары, Одиссей какой-то случайный прохожий, Ахиллес сам толком не понимает кто он - то ли совершенная машина для убийств, то ли философ-фаталист, попавший в непростое стечение обстоятельств. Вообще, греки выглядят, как будто дикие орды, и никакая культура им не знакома. Напротив троянцы. Посмотришь, аж дух перехватывает! Все такие милые, добрые, справедливые и культурные. Водки не пьют, в карты на деньги не играют. Царь Приам - беленький зайчик, воплощение Господа Бога, любящего чад своих, мухи не обидит. Из Гектора сделали прообраз Христа, пошёл-таки на заклание, за брата своего. Некая сестра ещё появилась - Брисеида (имени такого нигде и никогда не упоминалось!), служила богу Аполлону, спала с Ахиллесом, до поры до времени, но тоже очень хорошая, справедливая и честная. А вот подлец Парис, из-за которого собственно всё и началось, убежал в конце фильма безнаказанно, что для американцев как-то необычно. Хотя, его как раз, подлецом и не считают, ибо всё, что им сделано было - сделано из-за любви "великой" (к прелестям Елены, исключительно). Поэтому воровать, предавать и трусить можно, подставлять своих родичей и друзей под удар тоже можно, а мстить - не хорошо!

 Ладно, в конце концов, это всего лишь кино, можно дать волю фантазии, но неокрепшие умы могут это принять за чистую монету, и считать Александра Македонского демократом-гомосеком, Александра Невского основателем спецслужб, а Ахиллеса - мастером единоборств и доктором философских наук.

 continuabitur...

Макхост - качественный хостинг Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru