Cloaca maxima

Art project libera
ANALLES

Джироламо Савонарола

 Будущий великий проповедник Джироламо (Иероним) Савонарола родился 21.09.1452 года в Ферраре. Его матерью была Елена Буонокорзи - из знаменитой мантуанской дворянской семьи, а отцом Николо Савонарола, философ. Джироламо был третьим ребёнком в семье, два его старших брата ни чем не прославились за свою жизнь, один служил солдатом, второй управлял отцовскими имениями.

 Родители хотели, чтобы Джироламо пошёл по стопам деда - Микеле Савонаролы уроженцем Падуи известным врачом. И Микеле начал обучать мальчика, который оказался способным учеником, быстро схватывающим знания. К несчастью Микеле умер, когда Джироламо шёл десятый год. Далее обучением ребёнка занялся его отец Николо. Нет достоверных данных о том, какие школы он посещал, и кто был в числе его учителей, но биографы Савонаролы отмечают его способность диспутировать. Философия и Библия настолько увлекли молчаливого, вдумчивого юношу, что он мог часами разбираться среди несвязных между собой силлогизмов. Савонарола болезненно воспринимал падение нравов, порочный образ жизни настоятелей церкви, отсутствие добрых отношений между людьми. Всё это и вдобавок несчастная любовь к незаконнорожденной дочери флорентийского изгнанника Роберто Строцци, жившего по соседству, побудили юного Савонаролу отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу.

Джироламо Савонарола

 24 апреля 1475 года Савонарола тайно покидает дом во время отсутствия своих родителей и уходит в доминиканский монастырь. Почему доминиканский? Потому что одним из признанных авторитетов в области схоластики, произведших сильное впечатление на Джироламо, был св. Фома Аквинский член ордена доминиканцев. К тому же орден доминиканцев, основанный святым Домиником в 1214 году, ставил своей первоочередной задачей проповедь Евангелия и глубокое изучение теологии, что так привлекало Джироламо Савонаролу.

 В Болонском монастыре Сан Доминико, Савонарола проводит семь лет, обучаясь сам и обучая новичков по приказанию настоятеля. Будучи яростным противником проявлением всякой роскоши в монастырях, Савонарола вел аскетическую суровую жизнь, посвящая свободное от молитв изучению трудов Отцов Церкви. Имея поэтические наклонности, в первый год своего служения в монастыре, он пишет стихотворение "О падении церкви", обличающие пороки тогдашней католической церкви в Италии и римских пап.

 Настоятель монастыря, заметив рвение и талант молодого монаха, возлагает на Джироламо обязанность проповедовать. Первое время начинающий проповедник Савонарола не имеет успеха. Его проповеди не находят отклика ни в Болоньи, ни в родной Ферраре, куда он был направлен в 1482 году. По некоторым сведениям, помимо отсутствия опыта, Савонарола проповедовал тихим слабым голосом, что ещё больше разочаровало его слушателей. Та же участь постигла его и во Флоренции, куда он был переведен из Феррары, в связи с началом войны с Венецией. Во Флоренции, поселившись в монастыре Сан Марко, славившимся своей библиотекой и внутренним убранством, Савонарола пробыл недолго. В церкви Сан Лоренцо, где он проповедовал, собиралось не более трех десятков человек и в 1484 году его переводят в маленький городок Сан-Джеминиано, где он проводит два года. Это время не пропало даром, именно здесь к Савонароле приходит успех - его проповедь была услышана. Савонарола оттачивает свой стиль - опираясь на Библию, он нападает на пороки и маловерие, пророчествует о грядущих наказаниях за грехи и призывает к покаянию и смирению. Отныне его голос звучит громко и властно, имя нового проповедника начинает распространяться по Италии.

 В 1486 году Савонаролу переводят в Брешию, где он продолжает успешно проповедовать. Примерно в то же время на доминиканском капитуле в Реджио, созванным для обсуждения некоторых вопросов теологии и дисциплины, Савонарола знакомится с Джованни Пико делла Мирандолой - философом-гуманистом эпохи Возрождения. Несмотря на свой юный возраст, Пико уже успел составить "900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения", которые привлекли внимание папы римского Иннокентия VIII, назначившего специальную комиссию для проверки "Тезисов". Пико имел покровителей среди власть имущих, в числе которых был и Лоренцо "Великолепный" Медичи - правитель Флоренции и известный меценат. Пико не преминул замолвить словечко о новом подвижнике и страстном проповеднике, Медичи принял решение вернуть Савонаролу во Флоренцию.

 Приглашение во Флоренцию застало Савонаролу в Генуе, и он, будучи всегда послушный распоряжениям своего настоятеля, приступает к обучению молодых монахов в Сан Марко. Желающих послушать проповеди Савонаролы становиться всё больше, вскоре монастырская церковь не может вместить всех желающих, его влияние заметно усилилось, однако Савонарола сразу же поставил себя в независимое положение к Лоренцо Медичи.

 Нельзя не признать, что Лоренцо Медичи фактически захватил всю власть во Флорентийской республике, а так же неограниченно пользовался казной, при этом он не отказывал себе в удовольствиях: любил охоту, турниры и прочие светские развлечения, что было совсем неприемлемо для принципиального до мозга костей Савонаролы. Но так же несправедливо было бы умалчивать, что именно при правлении Лоренцо Медичи Флоренция достигла своего культурного и экономического расцвета. Именно при нем создавали свои шедевры Микеланджело и Боттичелли, именно его стараниями была собрана огромная коллекция книг, именно при нем флорентийский неоплатонизм стал распространяться по Европе. И, тем не менее, Лоренцо был разочарован поведением Савонаролы, как-то он посетовал своим друзьям: "Смотрите, я допустил в мой дом иноземца, и он не оказал мне даже чести своим посещением!". Однако, убедившись, что Савонарола не отступит ни на шаг и, скорее покинет Флоренцию, нежели признает Медичи своим благодетелем, Лоренцо смирился, он умел ценить талант даже в своих оппонентах.

 Проповеди Савонаролы тем временем привлекают всё больше и больше прихожан. Ему приписывают дар пророка, хотя сам Джироламо не претендует на такой громкий титул. "Нет, я не пророк, не сын пророка. Я не ищу этого страшного имени; но события, которые я возвещаю, произойдут, потому что я опираюсь на христианское учение и дух милосердия" - отвечал он. Хотя вовсе не исключено, что Савонарола искренне верил в свое предназначение, иначе, откуда бы взялось такое бесстрашие? Упрекам в безнравственности и смертных грехах подвергались все чины и сословия: священники и князья, купцы и ростовщики, крестьяне и солдаты. Савонарола не боялся никому сказать правду в глаза, или, по крайней мере, то, что он считал правдой.

  В общем и целом Савонарола не был новатором теологической мысли, его философские труды не отличались оригинальностью. Опираясь на Аристотеля, Платона и Фому Аквинского, он вполне соответствовал уровню философов своего времени, но его труды религиозно-нравственного направления находили отклик в сердцах многих людей. Главной его целью было очищение церкви, он пытался вернуть ту первозданную аскетичность, чистоту нравов и помыслов, что были присущи ранней христианской общине. Но жил Савонарола не на заре христианства, а в эпоху Возрождения, в эпоху глобальных перемен во всем христианском (и не только!) мире, и поэтому судьба его сложилась столь драматично.

  Тем не менее, время его заката ещё не пришло, напротив, его авторитет растет в глазах граждан Флоренции с каждым днем. 8 апреля 1492 году умирает его идейный противник Лоренцо Медичи, умирает без причастия, в котором ему отказал Савонарола, как нераскаявшемуся грешнику. Буквально следом (25 апреля) в мир иной отходит папа Иннокентий VIII, известный своим распутством в молодости и бывший далеко не безупречным понтификом. Многие видят в этом свершение тех страшных пророчеств, которыми изобиловали проповеди неподкупного священника. Место первого гражданина во Флоренции занимает сын Лоренцо Великолепного - Пьеро Медичи, но он едва достоин тени своего незаурядного отца. Присутствие рядом такой личности, как Савонарола, для бездарного и безвольного Пьеро просто катастрофа и он при помощи римских и миланских высших духовных лиц удаляет Джироламо из Флоренции, правда ненадолго.

 Сначала Савонарола отправляется в Пизу, а потом в Болонью, где он вызывает гнев жены Бентиволлио - тогдашнего правителя Болоньи, назвав её дьяволом, прямо с амвона. Знатная дама в порыве ярости приказывает даже убить Савонаролу своим телохранителям, но те не смеют выполнить приказ, однако, Савонарола покидает Болонью, и снова возвращается во Флоренцию.

 Вторжение в Италию французского короля Карла VIII в августе 1494г, претендовавшего на неаполитанский престол, многие так же рассматривали, как ещё одно сбывшиеся предсказание Савонаролы. Действительно, французы не встречали какого-либо сопротивления на своем пути, местное население видели в них освободителей от гнета собственных правителей. Путь Карла VIII пролегал и через Флоренцию, а Пьеро Медичи, лишенный поддержки граждан, не был способен защитить Флорентийскую республику. Попытка решить проблему дипломатически, тоже не привела к успеху, французы окружали город, угрожая блокадой и штурмом, а горожане, подогреваемые проповедями Савонаролы, считали своего правителя трусом и предателем. В конце концов, Пьеро Медичи был изгнан из Флоренции, и фактическим правителем Флорентийской республики становится Джироламо Савонарола, ибо альтернативы ему в этот момент не нашлось. Савонарола и был поставлен во главе посольства к Карлу VIII. В результате кровопролития удалось избежать. Карл VIII въехал во Флоренцию как победитель, но его войско ограничилось лишь грабежом дворца Медичи, после чего французы покинули город, предоставив его самому себе.

  Свято место, как известно, пусто не бывает. Кто-то должен был управлять Флоренцией, кто-то должен был возложить на себя бремя власти. Авторитет Савонаролы в этот момент оспорить не мог никто. Пожалуй, это был зенит его славы, теперь он имеет все возможности для осуществления своей мечты - духовного возрождения своей паствы, преобразования вверенной ему Флоренции в глубоко нравственное сообщество. Савонарола принимается за реформы, веря в то, что это вскоре принесёт плоды в совокупности с нравственным подъемом граждан Флоренции. При нем был учрежден Великий совет, в который входили граждане не моложе двадцати девяти лет и чьи отцы, деды или прадеды состояли членами сеньории или занимали другие почетные должности. Таких граждан во Флорентийской республики набралось примерно 3 200 человек. Великий совет разделили на три части, каждая из которых должна была заседать по полгода. Помимо Великого совета, был учрежден Совет восьмидесяти - в который избирались граждане не моложе сорока лет так же сроком на полгода. 5 февраля 1495 года был введен подоходный налог в размере 10%, вместо прежнего поземельного налога. В апреле 1946 года был организован заемный банк, выдававший ссуды под 6 процентов, в место непомерных 32 ½, которые требовали ростовщики. Но все эти меры не способны были решить экономические проблемы республики, а лишь отсрочили кризис.

 Моральная сторона дела так же не была забыта, неустанно трудился Савонарола и на этом фронте. Он нередко проповедовал в одно и то же время с балами и маскарадами, отвлекая, таким образом, часть граждан от "низменных" развлечений. По его инициативе были организованы отряды подростков - детей Флоренции, которые были призваны следить за нравственностью горожан, собирать пожертвования в пользу бедных. В пожертвования принимались не только деньги, но и различные вещи и предметы исключительно светского характера: костюмы и маски для карнавалов, игральные карты и кости, книги светского содержания, музыкальные инструменты и пр. Всё это потом сжигалось на "кострах тщеславия", устраиваемых на площадях города.

Иллюстрации к проповеди Савонаролы "Об искусстве хорошо умирать"
Иллюстрации к проповеди Савонаролы «Об искусстве хорошо умирать» Иллюстрации к проповеди Савонаролы «Об искусстве хорошо умирать» Иллюстрации к проповеди Савонаролы «Об искусстве хорошо умирать»
Диалог Человека со Смертью: "Тебе предстоит умереть во всяком случае, и ты не можешь избежать моих рук; смотри, куда ты хочешь идти: вверх - в рай, или же вниз - в ад"? Человек, который начал болеть, в то время как смерть стоит за дверью и стучит в неё, желая войти внутрь Больной в постели, который дошел до крайнего состояния, чтобы быть в силах каяться

 Определённого успеха он всё же добился: на некоторое время флорентийцы преобразились, отказавшись от излишней роскоши в одежде, соблюдали посты и регулярно посещали церковь, но было бы наивно ожидать полного духовного перерождения от каждого, да ещё в столь короткий срок. Флоренция стояла на пороге вполне земных бедствий - экономика республики была крайне слаба и недоброжелатели Савонаролы не сидели сложа руки.

  Разумеется, далеко не все были в восторге от преобразований и реформ, проводимых Савонаролой. Аристократия не собиралась постоянно жертвовать в пользу бедных, в городе находились сторонники Медичи, образовавшие партию "серых", определённо не всем нравилось распевать псалмы, вместо весёлых карнавальных песен и танцев. Ещё более коварных врагов Савонарола нажил среди духовных лиц. Обличение служителей церкви не могло ему пройти даром. Папой римским в то время был Александр VI Борджиа, славившийся не меньшей распущенностью, чем его предшественник. Достаточно сказать, что папой римским он стал с помощью подкупа, а не честного избрания конклавом, и это не являлось секретом. Само собой, Савонарола не мог не упоминать в своих страстных проповедях папу римского, и, естественно, что последнему это было не по душе. Интригами против Савонаролы активно занимались Пьеро Медичи, мечтавший вернуть себе власть над Флоренцией, герцог Миланский Людовик Сфорца и его брат кардинал Асканио Сфорца, а так же Мариано Дженнацаио, считавшийся лучшим проповедником во Флоренции до появления там Савонаролы. В Рим постоянно отправлялись жалобы, с призывами запретить проповедовать Савонароле или удалить его из Флоренции. Александр VI сначала попробовал излюбленный метод - предложил правдолюбцу архиепископство во Флоренции, а несколько позже и пост кардинала, но Савонарола не был бы Савонаролой, если бы согласился.

 Вначале Савонаролу обвиняли во вмешательстве в светские дела, но это не вступало в противоречие с церковными законами и обвинение оказалось беспочвенным. Далее его попробовали притянуть к ответу за проповедь о необходимости церковной реформы, и Александр VI издал указ: отправится Савонароле в Лукку, чтобы проповедовать там. Но, прощаясь с Флоренцией, Савонарола буквально потряс слушателей своей проповедью и в Рим полетели прошения отменить это приказание. Папа римский даже специально назначал рассмотрение проповедей Савонаролы на предмет ереси, но догматических расхождений с католической церковью в них, как не искали, так и не нашли. Надо сказать, что Савонароле в то время помогали не только его сторонники, коих тоже было не мало, но и его огромное влияние и авторитет. Он ещё раз спасает Флоренцию от нашествия французов, когда Карла VIII повернул из Неаполя обратно в компании с Пьеро Медичи, мечтающем взять реванш. Вступив в переговоры с французским королем, Джироламо убедил его не вступать в город, и тот остановился в Пизе. Позже проповедь, произнесенная 28 октября, вопреки действовавшему запрету папы, спасает Ливорно от осады армии императора Максимилиана. Но как бы то ни было, дни Савонаролы были сочтены, слишком неравными были силы.

  12 мая 1497 года Александр VI отлучает Савонаролу от церкви, сочтя его проповеди подозрительными. Савонарола принимает вызов, он отказывается признать отлучение справедливым и взывает к Вселенскому собору, как несправедливо отлученный. Папа присылает бреве, с требованием отправки Савонаролы в Рим, но местные власти не решаются выполнить этот приказ. Повторное бреве возымело действие, Савонароле запрещают проповедовать, тем не менее, он не сдается и пишет "письмо к князьям" адресованное к французскому, испанскому, английскому королям и немецкому императору, с призывом собрать Вселенский собор. Письмо было перехвачено и попало в руки папы римского.

  Во Флоренции назревал бунт, общество раскололось на сторонников и противников Савонаролы. Не нашли ничего лучше, как провести испытание огнём и назначили его на 7 апреля. Оппонентом Савонаролы выступил монах-францисканец. Однако испытание огнем так и не состоялось, по одной из версий от него отказался тот самый францисканец, по другой на "Божий суд" не явился Савонарола. Так или иначе, но это послужило поводом к тому, что монастырь Сан Марко, в котором в этот момент находился Савонарола со своими соратниками, был взят разъяренной толпой.

 Савонаролу заключили в тюрьму, следствие вели около месяца, в течение которого пытками вынудили его признать все его пророчества обманом. Несмотря на это, даже в заключении Савонарола пишет два стихотворения в прозе и по легенде начинает писать "Указания к христианской жизни" по просьбе одного их своих стражей. 22 мая 1498 года ему объявили смертный приговор, который на следующий день 23 мая был приведен в исполнение. При большом стечении народа Савонаролу и ещё двоих его ближайших соратника сначала повесили, а потом сожгли.

 Сложно дать однозначную оценку деятельности Джироламо Савонаролы. Его нельзя назвать реформатором в полном смысле этого слова, так как никаких реформ он не проводил и не предлагал ничего нового, хотя само время требовало перемен, в них остро нуждалась и католическая церковь, и светская власть, и общество в целом. Его идеалом было строгое следование моральным, этическим принципам христианского учения, он добросовестно воплощал его в своей жизни, и требовал этого от других. И всё-таки, нельзя не признать его талант, талант убеждать, талант создавать такие образы в своих проповедях, что прихожане загорались его идеями. Его неподкупность, мужество, прямота и честность, так же вызывают уважение, ведь во все времена личность, наделённая этим качествами не могла не оставить след в сердцах и умах своих соотечественников.

Источники:

  • А. К. Шеллер, "Савонарола" (биография, библиотека Павленкова, СПб., 1893)
  • Википедия
  • Савонарола в тисках средневековья. Программа "Эха Москвы" из цикла "Всё так"
  • "Об искусстве хорошо умирать" Д. Савонарола (проповедь, произнесенная в день поминовения всех усопших верных 02.11.1946г. Перевод и комментарий архимандрита Амвросия (Погодина) "Вестник РХД" Париж 1981г.)
Макхост - качественный хостинг Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru