Cloaca maxima

Art project libera
ANALLES

Святая Инквизиция

Святая Инквизиция

Роль религии

 Религия во все времена играла значительную роль в повседневной жизни человека, и это неспроста, так как религия это один из способов познания окружающего мира. Можно по-разному относиться к религиозным культам и обрядам, можно отрицать существование Бога или критиковать те или иные религиозные догмы, но нельзя отрицать влияние религиозно-культурных традиций на развитие цивилизаций. Гёте сказал: "Кто овладевает наукой и искусством, имеет также и религию; кто не овладел ни тем, ни другим, также имеет религию".

 Возникнув на заре человечества, системы религиозных верований постепенно приобретали ряд социально-политических и культурно-этических функций. Религия выступала посредником между человеком и природными стихиями, сглаживала социальное неравенство между членами общества, внушала надежу на лучшую жизнь в будущем (компенсирующая функция). Не менее значима интегрирующая функция религии, позволяющая людям осознавать себя как некую единую общность, связанную общими ценностями и целями. Регулятивная, политическая и культурная функции, также играют значимые роли в развитии общества. Поэтому служители культа - жрецы, а позже духовенство, всегда являлись привилегированным сословием.

 Изменяющиеся условия бытия, оказывают влияние и на религиозную систему общества, однако нельзя утверждать, что кардинальные перемены в сфере производства влияют на религию прямолинейно и автоматически. Это влияние во многом зависит от тех организационных форм и той догматической структуры, которые та или иная религия выработала в процессе своего раннего развития. Но всё-таки религия, как автономная система, подвержена изменениям, и эти изменения подчас происходили болезненно, оставляя чёрные страницы в истории человечества. Так одна из мировых религий - Христианство, на исходе Средних веков в процессе реформации породило Святую инквизицию. Полное название этого учреждения на латинском языке звучало как "Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium", что в переводе означает "Святой отдел расследований еретической греховности".


Еретики раннего христианства

 Христианство за четыре века из религии гонимой, превратилось в религию господствующую, сначала в Древнем Риме, а после и во всей Западной Европе. В 64 г. н.э. император Нерон устраивает массовые казни христиан, обвиняя их в поджоге Рима, а в 313 г. император Константин уравнивает Христианство с остальными культами, существовавшими в империи. В 381 г. Феодосий I издает эдикт, который фактически провозглашает Христианство государственной религией Римской империи. В 452 г. Рим пал под натиском варваров, но Христианство к тому времени шагнуло через Альпы, и распространилось среди народов, населявших Западную Европу. Такое широкое и быстрое распространение не могло не отразиться на новой религии. Христианство впитывало в себя древние языческие верования, преобразовывая их в концепции своей теологии. Этот процесс порождал различные ереси (от греческого hariesis "выбор, мнение"), впрочем, и в самом начале своего пути Христианство, испытывая влияния эллинистических и восточных культов, вынуждено было защищать свои догматы. Гностики и монтанисты - одни из первых еретиков, с которыми пришлось бороться церковной иерархии. После были донатисты, ариане, несториане… Словом, христианство, как и любая другая религиозная система, подвергалось влиянию внешних факторов и отвечало на вызовы, брошенные ей временем.

 Ранние еретические движения порождались не только различными толкованиями библейских текстов, но и социальными условиями, и это неизбежно касалось церковной иерархии, которая в свою очередь, претендовала на абсолютную власть, после ухода со сцены Древнего Рима. Поэтому любые отклонения от догматов веры вызывали реакцию. С еретиками нещадно боролись, правда, на первых порах довольно гуманно. Так, например, блаженный Августин (354 - 430гг.) призывал переубеждать вероотступников словом, а папа Лев III покончил с ересью адопционистов анафемой на римском соборе в начале IX века. Ситуация переменилась с началом второго тысячелетия, когда борьба между церковной иерархией и светскими князьями за власть обостряется, и начинает меняться привычное соотношение классов и социальных слоев в феодальном обществе.


Возникновение инквизиции

Папа Иннокентий III и св. Доменик
Папа Иннокентий III и св. Доменик

 Есть основания считать, что своим возникновением Святая Инквизиция (как институт) обязана Фридриху Барбароссе, который настоял, чтобы папа римский Луций III, разработал и ввел систему розыска религиозных преступлений. Барбаросса был набожным человеком, но отнюдь не религиозным фанатиком. Он не прославился преследованием еретиков и его отношения с папским престолом были непростыми всё время его правления. Тем не менее, именно стараниями Барбароссы был схвачен и выдан римскому папе Адриану IV Арнольд Брешианский - последователь Петра Абеляра, возглавивший в 1145 году антипапскую республику. Правда, Барбароссу в тот момент больше интересовала корона императора, а не чистота веры. Булла об искоренении еретических учений, изданная Луцием III в 1184 г., ещё не призывала к физическим расправам, но стала прологом к следующему шагу: в 1208 году папа Иннокентий III инициирует крестовый поход против альбигойцев.

 Альбигойцы или катары, прочно обосновались на юге Франции, собственно и название "альбигойцы" пошло от города Альби в области Лангедок. Проповедуя апостольский образ жизни, отказываясь от насилия и лжи, катары составили серьёзную конкуренцию Римской католической церкви, и находили сторонников, как среди простых людей, так и среди знати. Разумеется, это не могло оставить равнодушным католический клир, и папа неоднократно посылал своих миссионеров с надеждой вернуть отступников в лоно католической церкви, но тщетно. Даже проповеди святого Доминика не принесли результата, а после того как слугой графа Раймунда Тулузского, который симпатизировал катарам, был убит папский легат Пьер де Кастельно, Иннокентий III призвал к террору. Считается, что двадцать лет борьбы с катарами (1209 - 1229 гг.) унесли миллион жизней.

 Четвертый Латеранский собор, созванный Иннокентием III в 1215 г., осудил альбигойцев и вальденсов, официально утвердил монашеские ордена доминиканцев и францисканцев, уполномочив их бороться с ересью, и санкционировал инквизицию. Хитрый понтифик вовлек светские власти в борьбу с еретиками. В 1226 году на подавления восстания в Лангедоке отправляется французский король Людовик VIII, а ещё раньше в 1224 году император Фридрих II, издает эдикт о борьбе с ересью, предусматривающий наказывать еретиков, осужденных церковью, вплоть до смертной казни.

 В начале 1231 г. папа Григорий IX очередным эдиктом отлучил еретиков от Церкви и призвал власти, как духовные, так и светские преследовать их.


Инквизиторы

Прибытие Инквизиции
Прибытие Инквизиции

 Первоначально с 1229 г. разыскивать еретиков предписывалось епископам, которые назначали для этого дела одного священника и одно или несколько светских лиц. Таким образом, в каждой епархии создавался отдел инквизиции. Однако такая организация преследования еретиков была малоэффективна, так как неизбежно между инквизиторами и прочим местным населением существовали различные связи: личные, общественные и пр. Вскоре (в 1233г.) инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и переданы доминиканцам, при этом епископы обязаны были всячески содействовать им.

 Высшими инквизиторами стали назначаться монахи доминиканского или францисканского орденов. Но вообще, среди инквизиторов рангом ниже можно было встретить представителей и других монашеских орденов, а иногда и вовсе людей без сана. Верховным главой священного трибунала являлся сам папа римский, он же назначал инквизиторов и наделил их неограниченными правами. Так в 1245 г. Папа Иннокентий IV даровал инквизиторам право прощать друг другу, а равно и своим подчиненным все прегрешения, связанные с их профессиональной деятельностью. Фактически инквизиторы были неподвластны даже папским легатам и руководителям монашеских орденов, членами которых они были. Они могли по своему усмотрению являться с докладом папскому престолу. Инквизиторы так же получили право назначать себе помощников - эмиссаров или викариев, которые посылались в отдаленные уголки подконтрольного им округа. К концу XIII века вся католическая Европа была покрыта сетью инквизиционных трибуналов.

 Должность инквизитора была временной к тому же довольно беспокойной, а порой и опасной. Подчас сами инквизиторы подвергались расправе и становились жертвами возмущенных родственников осужденных. Например, Петр Веронский инквизитор Ломбардии, в последствие канонизированный католической церковью, был убит в 1252г. В 1233г. в Германии родственниками одной из своих жертв был убит инквизитор Конрад Магбургский, спустя год такая же участь постигла двух его ближайших помощников. Педро Арбуэс председатель суда в Сарагосе был убит в 1485г. прямо в церкви.

 Инквизитор заранее сообщал епископу о своем прибытии, для того, чтобы ему была подготовлена резиденция, достойная его сана, подобран персонал для оказания помощи в розыске и суде еретиков, а так же местное население было собрано на торжественное богослужение. На этом богослужении епископ представлял прихожанам инквизитора, который в свою очередь читал проповедь, призывая всех присутствующих покаяться в своих грехах, а так же донести ему лично всё, что известно о лицах, подозреваемых в ереси. Нежелание сотрудничать с инквизицией, автоматически считалось пособничеством еретикам, и грозило отлучением от Церкви и судом.


Цели инквизиции

Сожжение ведьм
Сожжение ведьм

 Главной целью инквизиции был розыск и наказание еретиков - то есть тех, кто так или иначе оспаривал или сомневался в истинности догматов католической церкви. Позже в конце XV века инквизиторы взялись преследовать колдовство, ёё жертвами стали тысячи "ведьм" и "колдунов" по всей Европе. Примечательно, что до этого делами о колдовстве занимались светские суды. Не менее беспощадно боролась Святая Инквизиции с протестантизмом. Инквизиторы находили преступления против веры и в произведениях искусства и в науках, если они расходились с религиозной точкой зрения. В 1599 г. был учрежден "Индекс запрещенных книг", который регулярно обновлялся вплоть до второй половины XX века. Под запрет католической цензуры попали многие произведения, считающиеся шедеврами мировой культуры. В числе запрещённых авторов были Эразм Роттердамский, Данте Алигьери, Вольтер, Даниель Дефо, Коперник, Джордано Бруно, Галлилей, Бальзак.

 Необходимо отметить, что средства для содержания инквизиционных трибуналов изыскивались из имущества, конфискованного у еретиков. Таким образом, инквизиторы были прямо заинтересованы в обвинительных приговорах, в осуждении подозреваемых в ереси, хотя конечно, не стоит считать, что всегда и всюду инквизиторы были одержимы жаждой наживы.


Следствие, судебная процедура, приговор и наказание

 Сама судебная процедура была строго регламентирована, Инквизиторы не отступали ни на шаг от буквы закона, другое дело, что вряд ли этот закон можно было назвать гуманным и справедливым, да и исполнять его могли чисто формально.

Допрос Свидетеля
Допрос Свидетеля

 Как правило, всё начиналось с доноса. Если обвиняемый не являлся с покаянием к инквизиторам в течение срока, объявленного во время торжественного богослужения по случаю прибытия Инквизиции (обычно от 20 до 40 дней), то начиналось следствие. Вызывался доносчик, который должен был аргументировать свои показания, указать дополнительных свидетелей. Свидетелей в свою очередь так же вызывали на допрос. Делались запросы в другие инквизиционные трибуналы, разыскивались дополнительные улики. Собранный материал передавался квалификаторам - экспертам-юристам которые, начиная с XIV века назначались в помощь инквизитору. Если квалификатор находил основание для подозрения в ереси, то обвиняемого арестовывали, помещали в тюрьму, а имущество описывали. Обвиняемый мог оправдаться, если называл имя доносчика в числе своих врагов, но такое случалось редко. Дело в том, что арестованному никогда не сообщалось, кто был доносчиком, а таковым мог стать кто угодно - ближайший сосед или родственник. Иногда между арестом и первым допросом проходило довольно много времени, это оказывало психологическое давление на жертву инквизиции, держало арестованного в страхе и помогало вырвать признание, даже в тех случаях, когда преступления и вовсе не было. То есть, обвиняемый оговаривал сам себя, лишь бы избежать дальнейших мучений и длительного заточения. Все допросы, как доносчика, так и обвиняемого документировались секретарем, который всегда присутствовал во время следствия и суда.

 Обвиняемому назначался адвокат, однако, адвокат при инквизиционном трибунале старался убедить своего подзащитного признать свою вину, а не стремился оправдать его, так как зачастую сам опасался попасть под подозрение в сочувствии еретику. Если обвиняемый сознавался, то его вновь возвращали в лоно Церкви и накладывали епитимью. В противном случае обвиняемого могли подвергнуть пытке. В 1252 г. папа Иннокентий IV разрешил применять пытки при дознании, но запретил инквизиторам пытать собственноручно. Для этой цели привлекался палач из светских лиц. Но учитывая то, что инквизиторы могли сами прощать прегрешения друг другу, этот запрет иногда игнорировался. При пытке обязан был присутствовать врач, правда, это обстоятельство нисколько не облегчало участь обвиняемого. Набор инструментов для пыток в большинстве случаев был однообразен - плети, дыба, кобыла. Нередко применяли пытки водой, голодом или жаждой. Обвиняемый позже мог отказаться от своих показаний, данных под пыткой, но в таких случаях пытку могли повторить снова, мотивируя это тем, что обвиняемый намеренно путает следствие или вновь впал в заблуждение. После окончания следствия, судом выносился приговор.

Пытки Инквизиции Пытки Инквизиции Пытки Инквизиции
Пытки Инквизиции
Пытки Инквизиции Пытка водой
Пытки Инквизиции Пытка водой

 Наказания для раскаявшихся еретиков были разными. Обязательно накладывали епитимью (чтение молитв, посты, паломничество к святым местам, обязательное посещение храмов, строгое исполнение церковных обрядов) далее могло последовать заключение в тюрьму на различные сроки, в некоторых странах осужденного могли приговорить к службе на галерах. Часто этим и другим наказаниям сопутствовали бичевание и конфискация имущества, обязательство ходить в одежде с позорящими знаками, что превращало человека в изгоя.

 Если у обвиняемого не удавалось получить признание и раскаяние, то инквизиторы отлучали от церкви свою жертву и передавали её в руки гражданской власти с предписанием наказать по заслугам. Хотя инквизиторы при этом и обращались с призывом к милосердию, как правило, осужденного ждал костер. В средние века, насквозь пропитанные мистикой, религиозными догматами и предрассудками, отлучение от церкви фактически ставило человека в положение "вне закона", его жизнь уже ничего не стоила. К тому же церковная логика не двусмысленно учила, что нераскаявшийся, упорствующий еретик должен быть предан смерти. Сами же Инквизиторы никогда не выносили смертный приговор.

Аутодафе
Аутодафе

 Со временем сложился определённый ритуал казни еретика, получивший название "аутодафе" (от испанского auto de fe - акт веры), которого Инквизиция и старалась придерживаться. Под аутодафе понималось торжественное оглашение приговора еретикам и само исполнение приговора. Аутодафе назначалось заранее, нередко на праздничный день, и устраивалось на центральной площади города, при большом скоплении народа, в присутствии светских и духовных властей. Совершалось торжественное богослужение, затем оглашался приговор осужденным, после чего его приводили в исполнение. Кого-то облекали в позорящие одежды - "санбенито", кого-то наказывали плетьми, а кто-то отправлялся на костер, устраиваемый, как правило, на соседней площади. Костру так же предавались изображения или куклы еретиков, которых Инквизиция осудила, но не смогла арестовать или сбежавших из-под ареста, сжигались трупы осужденных, умерших по тем или иным причинам до оглашения приговора, сжигались эксгумированные останки еретиков, а так же в огонь бросались сочинения вероотступников.


Жертвы инквизиции

Позорящее одеяние - санбенито
Позорящее одеяние - санбенито

 Едва ли возможно установить точное количество жертв инквизиции. Если принять во внимание не только казнённых, но и людей раскаявшихся и понесших более легкие наказания, а так же родственников осужденных еретиков, зачастую подвергнутых разорению, преследованию со стороны светских властей, ставших изгоями, то цифра должна быть немалой. Тем не менее, последние исследования, проведенные по заказу папы Иоанна Павла II, показали, что число жертв, приписываемых инквизиции сильно преувеличено.

 Наиболее известные жертвы Инквизиции: Жанна д'Арк, Джордано Бруно, Ян Гус, Иероним Пражский, Николай Коперник, Галлилео Галилей, Данте Алигьери, Томмазо Кампанелла.


Инквизиция в разных странах

 В основном Инквизиция преуспела в католических странах Европы. Прежде всего, это Испания, Португалия и Италия.

 Инквизиция в Италии никогда не имела той силы, какой она обладала, например, в Испании. Наибольшего влияния она достигла в Риме, а в Неаполе её значение было незначительным, так как неаполитанские правители зачастую не ладили с римской курией.

 В Англии и Германии инквизиция не прижилась, главным образом потому, что католицизм в этих странах был основательно потеснен протестантизмом.

 Во Франции, начиная с XIV века, королевская власть постепенно взяла под контроль деятельность инквизиторов, используя их тем самым для своих целей. Это очень хорошо иллюстрирует процесс над орденом Тамплиеров, инициируемый королем Филиппом IV Красивым (1268 - 1314 гг.)

 Орден тамплиеров (рыцарей-храмовников) был основан в 1118г. Изначально его целью была защита паломников на пути в святую землю. Храмовники принимали активное участие в первых крестовых походах. Постепенно к концу XIII века орден стал могущественной организацией, которой принадлежали земли, замки и монастыри, а также крупные финансовые средства. По сути, тамплиеры создали прообраз банковской системы. Чтобы не подвергаться риску ограбления в дороге, любой желающий мог оставить свои деньги в прецептории (штаб-квартире) тамплиеров и получить взамен вексель, который можно было обменять на деньги в ближайшей прецептории по месту прибытия. Тамплиеры выдавали ссуды под проценты, в числе их клиентов были многие светские князья и монархи. Всё это вызывало опасения французского короля Филиппа IV, славившегося своим честолюбием, алчностью и жаждой власти. С помощью папы Климента V, который являлся ставленником Филиппа Красивого, был начат инквизиционный процесс над рыцарями Храма. Процесс длился почти семь лет (с 1307 по 1314 гг.), храмовников обвинили в ереси, поклонении дьяволу, содомии, и прочих преступлениях. Финал был вполне предсказуем - орден распустили, его имущество было передано ордену госпитальеров, многие из арестованных тамплиеров, включая магистра ордена Жака де Моле, закончили свои жизни на костре.

Хоругвь испанской инквизиции
Хоругвь испанской инквизиции

 Испанскую инквизицию стоит отметить особо. Первые инквизиционные трибуналы возникли там ещё в XIII веке, но полный расцвет Инквизиции наступает в конце XV века, когда она получает новую организацию и, как следствие, большое политическое значение. Главного инквизитора назначал сам король, а утверждал папа римский. В свою очередь Главный инквизитор назначал инквизиторов и советников в местные трибуналы, число которых по всей стране постепенно возросло с 4 до 10. В 1483 папа Сикст IV назначает Великим Инквизитором Испании Томаса Торквемаду, бывшим в то время приором монастыря Санта-Крус ла Реал и духовником будущей королевы Изабеллы I Кастильской. Торквемада приложил немало усилий для возведения её на трон и заключению брака Изабеллы с Фердинандом Арагонским. Королевская чета попала под влияние Великого Инквизитора, что открыло ему возможность для реорганизации инквизиции в Испании. При Торквемаде начались массовые преследования евреев, принявших католичество (марранов), и мавров (морисков). Имя Торквемады стало нарицательным, так стали называть бескомпромиссных и жестоких религиозных фанатиков. Считается, что инквизицией в Испании было отправлено на костер примерно 35 000 человек.

 В конце XVI века Инквизиция возникает в Португалии и её колониях. Так же как и в Испании, преследуются в первую очередь евреи, перешедшие в католицизм.


Упадок Инквизиции

 Святая Инквизиция теряет свою силу, начиная с XVII века. Век XVIII приносит идеи религиозной терпимости, и упадок Инквизиции становится ещё заметней. Инквизиционные трибуналы уничтожаются повсеместно: во Франции с инквизицией покончила Великая революция, в Испании инквизицию упраздняют в 1808 г., правда на короткое время она берёт реванш, но в 1834г. исчезает навсегда, в Португалии её упразднили в 1826 г. Примерно в это же время (1810 -1826 гг.) инквизиция уходит из стран Латинской Америки в ходе войны за независимость испанских колоний.

 В Италии в 1908 году Инквизиция переименовывается в "Священную конгрегацию доктрины веры". В настоящий момент, это учреждение управляется особым кардиналом и занимается исключительно вопросами веры и религиозной морали.

Источники:

  • "Средневековая Испания" Аделина Рюкуа
  • "Инквизиция" И.Р. Григулевич Москва Издательство политической литературы 1985г.
  • Л.С. Васильев "История религий востока" М 1998г.
  • "Философский энциклопедический словарь" ИНФРА-М 2005
  • Н. Будур "Повседневная жизнь инквизиции в средние века" Москва Молодая гвардия 2011г.
  • Википедия
Макхост - качественный хостинг Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru